Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Просмотр полной версии. Понятие судебного делопроизводства: правовые основы, порядок ведения, значение Отдельное делопроизводство по уголовным делам

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Делопроизводство в суде

Введение

Делопроизводство - важнейший вид деятельности любого суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство в суде способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды, рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел, в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т.е. осуществлению правосудия.

Важно понимать, что от каждого документа, поступившего в суд, может зависеть судьба человека. Поэтому организация делопроизводства в суде имеет своей целью обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд граждан, юридических лиц, представителей учреждений и организаций, выполнение других функций суда.

Уголовные дела, поступившие в суд, начинаются с регистрации в журнале формы №1, и последовательно учетно-статистической карточки формы N 5, в алфавитном указателе формы N 5-а и обложке формы N 16.

Правовое регулирование организации судебного делопроизводства

Делопроизводство - это регулируемая правовыми нормами деятельность, направленная на регистрацию, учет, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль исполнения документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию.

Делопроизводство - важнейший вид деятельности любого суда, поскольку эффективно организованное делопроизводство в суде способствует выполнению одной из главных функций, возлагаемых на суды, - рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел в установленные законом сроки и принятию законных и обоснованных решений, т.е. осуществлению правосудия.

Важно понимать, что от каждого документа, поступившего в суд, может зависеть судьба человека. Утрата документа, несвоевременное исполнение либо направление его ненадлежащему исполнителю могут повлечь нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, что в условиях демократического правового государства недопустимо. Данное обстоятельство не только умаляет авторитет судебной власти, но и порождает недоверие граждан к суду.

Организация делопроизводства в суде имеет своей целью обеспечить соблюдение процессуальных норм, исполнение приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкое и культурное обслуживание обращающихся в суд граждан, юридических лиц, представителей учреждений и организаций, выполнение других функций суда.

Главной отличительной чертой судебного делопроизводства является то, что требование создания, обработки, использования судебных документов базируется на нормах закона Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях.

В этих актах содержатся основные правила, регламентирующие структуру поступающих и создаваемых в суде документов, их обязательные реквизиты, схему движения дела в зависимости от категории дела и порядка его рассмотрения, процессуальные сроки рассмотрения, порядок обращения к исполнению судебных актов и так далее.

При организации и ведении судебного делопроизводства необходимо учитывать основные требования к оформлению документов в обычном деловом документообороте (ГОСТ Р 6.30--2003).

Государственный стандарт Российской Федерации распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации: постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты и другие документы, включенные в общероссийский классификатор управленческой документации.

Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов и требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации. Эти требования в полной мере относятся к документам общего делопроизводства в суде (например, деловые письма, протоколы и решения собраний судей, приказы по личному составу, акты проверок состояния делопроизводства в суде).

Основным нормативно-методическим документом, определяющим и устанавливающим единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, является Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36.

Инструкция устанавливает порядок учета и ведения документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок хранения судебных дел, документации и передачи в архив.

Положения Инструкции распространяется как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Создание Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие", одной из подсистем которой является "Делопроизводство и статистика. Судимость", позволяет существенно упростить систему регистрации, архивирования и поиска судебных документов. Ее введение предоставляет возможность избежать ведения в судах многочисленных картотек и журналов.

Система делопроизводства в окружных (флотских) и гарнизонных военных судах, установлена Руководством по делопроизводству в военных судах утвержденным приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 г. № 40.

Другим важным документом, регламентирующим порядок работы с судебными документами, является Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2005 г. № 157.

Инструкция устанавливает правила подготовки и оформления документов к последующему хранению, порядок учета, использования и хранения документов в архиве суда, методику отбора дел (нарядов) для постоянного хранения и выделения их к уничтожению, а также правила передачи дел (нарядов) в государственные архивы.

Единый подход к классификации документов в суде обеспечивает номенклатура дел.

Номенклатура дел - оформленный в установленном порядке систематизированный перечень дел, оформляемых в судебном делопроизводстве, с указанием сроков их хранения.

Номенклатура дел служит основным учетным документом в судебном делопроизводстве и необходима для организации информационно-поисковой системы, облегчает отбор документов на государственное хранение. Она разрабатывается на основе состава и содержания документации, которая образуется в деятельности судов при их документировании. Сроки хранения дел определяются, исходя из научно-исторической и практической ценности категорий документов и обязательно учитываются при составлении номенклатур. При составлении номенклатуры в логической последовательности по степени важности документации и вопросов перечисляются наименования конкретных дел.

Каждому делу в номенклатуре определен срок хранения. При определении сроков хранения дел, рассмотренных судами, подлежит руководствоваться Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.06.2007 г. №70, а также Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, (утв. Росархивом 06.10. 2000 г.)

В некоторых случаях к сроку хранения добавляется отметка "ЭПК". Это означает, что вопрос об оставлении данного дела на постоянное хранение или на срок, установленный в номенклатуре, решается экспертно-проверочной комиссией.

Номенклатура дел утверждается председателем суда ежегодно с одновременным согласованием с руководителем архивной службой субъекта. При текущих изменениях структуры и состава дел в номенклатуры вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые также подлежат согласованию.

Работа с уголовными делами, начиная с их поступления в суд до их рассмотрения

Уголовное делопроизводство в мировых судах начинается с регистрации уголовного дела.

Впервые поступившие дела регистрируются в следующем порядке:

В журнале формы N 1;

Учетно-статистическая карточка формы N 5 (на каждое привлеченное лицо);

Алфавитный указатель формы N 5-а (на каждое привлеченное лицо);

Обложка формы N 16 (в случае необходимости) и справочный лист формы N 17.

Повторное поступившие дела от прокурора регистрируются в журнал учета дел и материалов, переданных прокурору, органам предварительного следствия и дознания (форма N 20).

По уголовному делу на несколько привлеченных лиц учетно-статистическая карточка формы N 5 заводится в соответствующем количестве экземпляров с указанием порядкового номера на каждое лицо. При этом карточки по одному делу скрепляются. В карточке с порядковым номером 1 заполняются сведения всех разделов, в остальных - только раздел Б "Сведения о привлеченном лице".

По результатам рассмотрения уголовного дела, кроме того, на каждое привлеченное лицо (исключая лиц, дела и материалы в отношении которых переданы органам предварительного следствия и дознания) в соответствии с Инструкцией по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации N 169 от 29 декабря 2007 года, мировым судьей заполняется статистическая карточка на подсудимого для первичного учета состояния судимости.

Оформление уголовных дел на стадиях принятия к производству и назначения к судебному заседанию .

При вынесении мировым судьей постановления о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, выписывается исполнительный лист, который регистрируется в журнале по учету исполнительных документов (форма N 45) и не позднее следующего рабочего дня направляется в подразделение службы судебных приставов для исполнения.

При избрании мировым судьей мер пресечения в отношении лиц, не связанных с содержанием под стражей, их оформление производится в следующем порядке. При изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на подписку о невыезде и надлежащем поведении копия постановления об изменении меры пресечения направляется для исполнения администрации места предварительного заключения; у освобожденного из-под стражи лица отбирается подписка о невыезде и надлежащем поведении (форма N 22) и приобщается к материалам дела.

Если на постановление принесены жалобы и представления, статистические карточки на подсудимых вместе с делом направляются в апелляционную инстанцию вышестоящего суда, а в управление (отдел) Судебного департамента высылаются контрольные талоны от этих карточек.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны мировым судьей, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации в порядке ст.456 УПК Российской Федерации.

Делопроизводство в районных судах

Согласно статье 227 УПК РФ судья по поступившему в суд уголовному делу принимает одно из следующих решений:

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

Решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

О формление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

Сведения по уголовным делам с постановлением судьи, вынесенным по результатам подготовительных действий (ст. 227 УПК Российской Федерации), не позднее следующего рабочего дня сообщаются в отдел делопроизводства суда для внесения отметок о принятом судьей решении в учетно-статистическую карточку (форма N 5).

Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору в сроки, обеспечивающие выполнение требований ч. 4 ст. 231, ч. 2 ст. 234 УПК Российской Федерации.

Если судьей принято решение о направлении уголовного дела по подсудности, дело с сопроводительным письмом направляется адресату, одновременно извещается прокурор, направивший дело. В учетно-статистической карточке делается отметка, а копии судебного решения и сопроводительного письма хранятся в наряде N 15.

По делу, направляемому по подсудности, по которому обвиняемый находится под стражей, сопроводительное письмо (в копии) адресуется также администрации места предварительного заключения с указанием о перечислении обвиняемого дальнейшим содержанием за судом, которому направлено дело. К письму прилагаются две копии постановления о направлении дела: для приобщения к личному делу и для вручения обвиняемому.

В случае назначения предварительного слушания стороны уведомляются о дате и времени предварительного слушания не менее чем за трое суток до объявленной даты (ч. 2 ст. 234 УПК Российской Федерации).

При вынесении судьей постановления о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества выписывается исполнительный лист, который регистрируется в журнале по учету исполнительных документов (форма N 50) и не позднее следующего рабочего дня направляется в подразделение службы судебных приставов для исполнения.

При принятии судьей решения о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст. 237 УПК Российской Федерации) дело должно быть направлено прокурору не позднее следующего рабочего дня.

При избрании судом мер пресечения в отношении лиц, не связанных с содержанием под стражей, их оформление производится в следующем порядке:

а) при изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на подписку о невыезде и надлежащем поведении копия постановления об изменении меры пресечения направляется для исполнения администрации места предварительного заключения; у освобожденного из-под стражи лица отбирается подписка о невыезде и надлежащем поведении (форма N 24) и приобщается к материалам дела;

б) при изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на личное поручительство, залог, домашний арест по поручению судьи вызываются в суд поручители, и оформляется подписка о личном поручительстве (форма N 25) либо составляется совместно с начальником отдела делопроизводства протокол о принятии залога (форма N 27), которые приобщаются к делу. Постановление об изменении меры пресечения не позднее следующего рабочего дня направляется для исполнения администрации места предварительного заключения. Копии протокола о принятии залога вручаются залогодателю;

в) при избрании названных мер пресечения в отношении лица, не содержащегося под стражей, его оформление производится в порядке, указанном в подпункте "б" настоящего пункта, с вызовом в суд обвиняемого (привлеченного лица) и его поручителей.

Если по результатам предварительного слушания постановлением судьи уголовное дело прекращено, копия данного постановления направляется прокурору, а также вручается лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, и потерпевшему в течение 5 суток со дня его вынесения.

В случае вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания без предварительного слушания сторонам направляются судебные повестки, с тем чтобы они были извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч. 4 ст. 231 УПК Российской Федерации).

Вызову в судебное заседание подлежат не только лица, указанные в постановлении судьи о назначении судебного заседания, но и другие лица по спискам, представленным сторонами.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны судьей, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации в порядке ст. 456 УПК Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 2002 года N 147 на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено исполнение международных обязательств, в том числе по вопросам, связанным с вручением документов, производством отдельных процессуальных действий, признанием и исполнением судебных решений.

Запросы о вызове направляются через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Запрос о производстве процессуальных действий составляется согласно требованиям ст. 454 УПК Российской Федерации в письменном виде, подписывается направившим его должностным лицом, удостоверяется гербовой печатью суда.

Все документы, пересылаемые судами в порядке оказания правовой помощи, скрепляются печатью, документы должны быть составлены по установленной форме, написаны ясным и четким языком, тщательно и аккуратно оформлены.

При направлении за границу извещения о дне судебного разбирательства не следует пользоваться бланком повестки о вызове в суд, содержащей санкции за неявку.

Поручения судам, с которыми имеются договоры о правовой помощи, должны высылаться им не позднее, чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, учреждениям юстиции других иностранных государств - не позднее 8 месяцев до дня рассмотрения дела. Данное требование обусловлено длительностью и многоступенчатостью процедуры пересылки и получения документов различными инстанциями, а также неприемлемостью ситуаций, когда заинтересованным лицам вручаются просроченные документы и они отказываются от их получения.

Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции может быть начато только в том случае, если с момента вручения обвинительного заключения (акта) прошло не менее 7 суток (исчисление указанного срока начинается со дня, следующего за тем, когда состоялось вручение).

Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала.

Заблаговременно составляется список дел, назначенных к рассмотрению (форма N 36), и вывешивается при входе в зал заседания либо на специально оборудованном стенде.

Предварительно проверяется вручение вызываемым в суд лицам повесток, копий обвинительных заключений (актов), других материалов.

Перед началом разбирательства проверяется явка в суд всех вызываемых, доставляемых лиц.

Если в ходе разбирательства выяснится, что обвиняемый, содержащийся под стражей, скрылся, суд приостанавливает производство по уголовному делу и возвращает дело прокурору для обеспечения розыска. В случае если скрылся обвиняемый, не содержащийся под стражей, судья избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск (ст. 238 ч. 2 УПК Российской Федерации). Дело в этом случае остается в суде и числится как приостановленное до розыска обвиняемого.

При установлении тяжелого заболевания в виде психического расстройства, подтвержденного заключением судебно-медицинской экспертизы, производство по делу приостанавливается, но дело прокурору не направляется, а хранится в суде до выздоровления обвиняемого.

Заключение

Работая с документацией по уголовным делам важно иметь в виду, что каждый поступивший документ в уголовное судопроизводство должно регистрироваться должным образом. Так как каждый документ имеет важное значение.

Регистрация уголовных дел, в том числе материалов в порядке частного обвинения, поступивших из правоохранительных органов при поступления на производство у мировых судьей делятся на две группы: впервые поступившие и повторно поступившие.

Производства по уголовным делам о наложении денежных взысканий и штрафов, а также об обращении залога в доход государства в соответствии со ст.118 УПК Российской Федерации регистрируются в журнале формы N 12; аналогичные производства по гражданским делам - в журнале формы N 13; в стадии исполнения судебных решений - в журнале формы N 14.

Судья определяет категорию дела, по которой оно будет учтено в статистическом отчете, указывает номер строки на определении суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству либо на постановлении, вынесенном при принятии решения по поступившему уголовному делу.

С писок использованных источников

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 13.07.2015).

2 . Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 09.04.2015) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Порядок производства по проверке. Понятие и виды оснований отмены или изменения приговоров. Ограничения полномочий суда запретом поворота к худшему.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    История развития института судебных постановлений в России. Понятие и виды судебных постановлений. Особенности определений суда первой инстанции. Объем направляемых материалов. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

    Понятие и виды судебных постановлений. Немедленное исполнение решения, отсрочка и рассрочка исполнения решения, поворот исполнения. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом. Момент наступления законной силы судебных постановлений.

    реферат , добавлен 02.11.2010

    Понятие и виды судебных постановлений. Значение судебного решения. Требования, предъявляемые к судебному акту. Законность и обоснованность судебных решений. Законная сила судебного решения, как проблема исполнения актов правосудия в гражданском процессе.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2016

    История развития института судебных постановлений в России. Виды судебных постановлений в российском гражданском процессе. Анализ судебного приказа по новому Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Проблематика судебных постановлений и их решение.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Государственная служба судебных приставов. Принудительное исполнение судебных решений и постановлений как основные обязанности судебного пристава. Правовой статус и ограничения, связанные с государственной службой. Обжалование действий судебного пристава.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    Обжалование и проверка судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора. Порядок и нормативно-правовая база, а также основания для отмены соответствующих решений, определений и постановлений. Анализ практики прокурорского надзора.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Понятие и виды судебных постановлений. Решение суда, его сущность, содержание, исполнение, требования, обязательность, правила вступления в силу, порядок обжалования, отличие от определения и судебного приказа. Законная сила решения и определения суда.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Характеристика особенностей функционирования суда Железнодорожного района г. Гомеля. Обобщение законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность суда. Изучение правил ведения судебного делопроизводства, порядка оформления уголовных дел.

    отчет по практике , добавлен 03.11.2010

    Понятие и сущность пересмотра решений суда в гражданском процессуальном праве. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к пересмотру. Процессуальный порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции.

Под судебным делопроизводством в общем смысле понимают регулируемую нормами права деятельность, связанную с регистрацией, учетом, оборотом дел и прочих материалов в суде. Оно включает в себя справочно-информационный поиск, а также контроль исполнения актов, их подготовку к дальнейшему использованию и хранению.

Значение деятельности

Надлежащая организация судебного делопроизводства обеспечивает эффективность правосудия. Необходимо понимать, что от того или иного документа, принятого инстанцией, может зависеть дальнейшая судьба человека. Потеря материалов, несвоевременное исполнение актов, направление их ненадлежащим субъектам влекут нарушение интересов и прав организаций и граждан.

Отличительные черты

Организация судебного делопроизводства направлена на соблюдение процессуальных норм, исполнение определений. Она обеспечивает уважительное отношение к гражданам и юрлицам, обращающимся в инстанции.

Требования по созданию, обработке, использованию судебных материалов основываются на положениях УПК, АПК, ГПК, КоАП.

В указанных нормативных актах закреплены ключевые правила, регулирующие структуру документов суда, обязательные реквизиты актов, порядок движения дел в зависимости от категории, правила и сроки рассмотрения, а также особенности исполнения.

ГОСТ

В процессе организации и при непосредственном ведении судебного делопроизводства учитываются общие требования, предъявляемые к обычному документообороту. Они закрепляются в ГОСТ Р 6.30-2003.

Госстандарт действует в отношении организационно-распорядительной документации, относящейся к унифицированной системе. В ее состав входят, в частности, решения, постановления, акты, протоколы, приказы и прочие документы, включенные в ОКУД (Общероссийский классификатор).

В стандарте установлены требования к:

  • (с указанием перечня основных из них);
  • бланкам и содержанию документов;
  • изготовлению, учету, хранению, использованию бланков с Государственным гербом РФ, гербами субъектов.

Данные требования распространяются и на документы, находящиеся в обороте судебных инстанций.

Нормативная база судебного делопроизводства в районном суде

Ключевым нормативно-методическим актом, регламентирующим порядок организации и ведения документооборота в указанных инстанциях, является Инструкция. Ее положения применяются с учетом предписаний процессуальных кодексов.

Утверждена Инструкция по делопроизводству Судебным департаментом в 2003 г.

В ней закреплены:

  1. Правила учета и ведения документов.
  2. Требования по оформлению процессуальных и прочих актов.
  3. Правила хранения и передачи документации в архив.

Положения направлены на обеспечение надлежащего порядка передачи и оборота материалов в Предписания распространяются и на бумажные документы, и на акты, созданные с помощью компьютерной техники.

Делопроизводство в ВС РФ

Оно осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Председателя ВС № 32-П от 2015 г. Это достаточно объемный документ, в котором регламентированы все аспекты работы с документами.

Согласно типовой Инструкции по делопроизводству , функционирование единой системы документационного обеспечения работы Суда основывается на современных технологиях. При организации документооборота используются инновационные программно-технические средства.

Учет и регистрация входящих/исходящих бумаг, внутренних организационно-распорядительных актов осуществляется в АИС (автоматизированной информсистеме).

В подразделениях Верховного делопроизводство возлагается на уполномоченных сотрудников. Права и обязанности этих работников определяются должностными регламентами. При этом ответственность за организацию документооборота в подразделениях возлагается на их руководителей.

В типовой Инструкции по делопроизводству закреплен общий порядок ведения секретных дел. Согласно нормативному акту, эта деятельность осуществляется Первым отделом ВС совместно с соответствующими подразделениями. Обработка секретных данных, разработка и создание документов, содержащих их, а также их копий производится на защищенном техническом оборудовании, установленном в режимных помещениях.

Общие правила документооборота в районных судах по уголовным делам

Согласно Инструкции по судебному делопроизводству , а также в соответствии со ст. 227 УПК, судья по поступившим материалам принимает одно из решений:

  1. Направить дело по подсудности.
  2. Назначить предварительное слушание.
  3. Назначить заседание.

Принять решение судья должен в течение 30 суток с даты поступления материалов.

Информация по производствам с постановлением, вынесенным судьей в ходе подготовительной процедуры, сообщается в отдел судебного делопроизводства не позже следующего дня (рабочего). Уполномоченный сотрудник вносит в учетно-статистическую карточку (ф. № 5) отметки о принятом решении.

При направлении материалов по подсудности, дело и сопроводительное письмо к нему отправляются адресату. Одновременно уведомляется и прокурор, который направил дело. В форме № 5 делается соответствующая отметка. Копии сопроводительного письма и решения хранятся в наряде № 15.

Судебное делопроизводство Московского областного суда

Оно регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ № 161 от 15.12.2004. Необходимо сказать, что положения этого документа распространяются на все верховные судебные органы городов фед. значения, краев и областей (автономных в том числе), республик.

В связи с тем, что во всех инстанциях активно используются электронные информационные системы, следует подробнее остановиться на особенностях документооборота в ГАС (государственной автоматизированной системе) "Правосудие".

Подача документов в рамках гражданского, уголовного, административного производства осуществляется по правилам, утвержденным приказом Судебного департамента № 251. Для направления информации заинтересованное лицо заполняет специальную форму, размещенную на сайте суда.

В случае отсутствия в электронном обращении обязательных сведений оно будет считаться поданным с нарушением установленного порядка. Об извещается электронным сообщением или другим способом.

Проверка правильности оформления электронных документов возлагается на уполномоченного сотрудника аппарата суда. Этот работник обязан не менее 2-х раз в течение дня проверять подсистемы ГАС.

После проверки в личный кабинет заявителя в тот же день отправляется уведомление о принятии либо отклонении обращения. В последнем случае в обязательном порядке указываются причины непринятия заявления. Если для этого отсутствует техническая возможность, ответ направляется на электронный адрес заявителя или направляется ему другим способом.

После совершения операций по проверке поступившей документации уполномоченный работник аппарата суда осуществляет перенесение обращений на бумажные носители.

Особенности извещения сторон

При наличии подтверждения о надлежащем уведомлении органов местной и госвласти, других организаций и структур, выступающих участниками процесса, о времени и месте заседания эти лица могут извещаться о слушании или производстве отдельного действия посредством размещения соответствующих сведений на сайте суда. Если у указанных субъектов отсутствует техническая возможность получить такое сообщение, по их ходатайству уведомление направляется иным способом без использования Интернета.

Дополнительно

Размещение сведений о принятии иска к производству, месте, времени заседания либо осуществлении процессуального действия осуществляется уполномоченным сотрудником аппарата суда не позднее срока, предусмотренного в 3 части 113 статьи ГПК. По делам с сокращенным периодом рассмотрения извещение публикуется за три дня до даты слушания или выполнения соответствующего действия.

Что касается сведений о принятии к производству административного иска, представления или жалобы, то они размещаются на сайте суда за 15 дней до начала заседания, если другое не установлено в КАС.

Делопроизводство в районных судах

Согласно статье 227 УПК РФ судья по поступившему в суд уголовному делу принимает одно из следующих решений:

  • 1) о направлении уголовного дела по подсудности;
  • 2) о назначении предварительного слушания;
  • 3) о назначении судебного заседания.

Решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.

Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

Сведения по уголовным делам с постановлением судьи, вынесенным по результатам подготовительных действий (ст. 227 УПК Российской Федерации), не позднее следующего рабочего дня сообщаются в отдел делопроизводства суда для внесения отметок о принятом судьей решении в учетно-статистическую карточку (форма N 5).

Судья определяет категорию дела, по которой оно будет учтено в статистическом отчете, указывает номер строки на определении суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству либо на постановлении, вынесенном при принятии решения по поступившему уголовному делу.

Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору в сроки, обеспечивающие выполнение требований ч. 4 ст. 231, ч. 2 ст. 234 УПК Российской Федерации.

Если судьей принято решение о направлении уголовного дела по подсудности, дело с сопроводительным письмом направляется адресату, одновременно извещается прокурор, направивший дело. В учетно-статистической карточке делается отметка, а копии судебного решения и сопроводительного письма хранятся в наряде N 15.

По делу, направляемому по подсудности, по которому обвиняемый находится под стражей, сопроводительное письмо (в копии) адресуется также администрации места предварительного заключения с указанием о перечислении обвиняемого дальнейшим содержанием за судом, которому направлено дело. К письму прилагаются две копии постановления о направлении дела: для приобщения к личному делу и для вручения обвиняемому.

В случае назначения предварительного слушания стороны уведомляются о дате и времени предварительного слушания не менее чем за трое суток до объявленной даты (ч. 2 ст. 234 УПК Российской Федерации).

При вынесении судьей постановления о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества выписывается исполнительный лист, который регистрируется в журнале по учету исполнительных документов (форма N 50) и не позднее следующего рабочего дня направляется в подразделение службы судебных приставов для исполнения.

При принятии судьей решения о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст. 237 УПК Российской Федерации) дело должно быть направлено прокурору не позднее следующего рабочего дня.

При избрании судом мер пресечения в отношении лиц, не связанных с содержанием под стражей, их оформление производится в следующем порядке:

  • а) при изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на подписку о невыезде и надлежащем поведении копия постановления об изменении меры пресечения направляется для исполнения администрации места предварительного заключения; у освобожденного из-под стражи лица отбирается подписка о невыезде и надлежащем поведении (форма N 24) и приобщается к материалам дела;
  • б) при изменении меры пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, на личное поручительство, залог, домашний арест по поручению судьи вызываются в суд поручители, и оформляется подписка о личном поручительстве (форма N 25) либо составляется совместно с начальником отдела делопроизводства протокол о принятии залога (форма N 27), которые приобщаются к делу. Постановление об изменении меры пресечения не позднее следующего рабочего дня направляется для исполнения администрации места предварительного заключения. Копии протокола о принятии залога вручаются залогодателю;
  • в) при избрании названных мер пресечения в отношении лица, не содержащегося под стражей, его оформление производится в порядке, указанном в подпункте "б" настоящего пункта, с вызовом в суд обвиняемого (привлеченного лица) и его поручителей.

Если по результатам предварительного слушания постановлением судьи уголовное дело прекращено, копия данного постановления направляется прокурору, а также вручается лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, и потерпевшему в течение 5 суток со дня его вынесения.

В случае вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания без предварительного слушания сторонам направляются судебные повестки, с тем чтобы они были извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч. 4 ст. 231 УПК Российской Федерации).

Вызову в судебное заседание подлежат не только лица, указанные в постановлении судьи о назначении судебного заседания, но и другие лица по спискам, представленным сторонами.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны судьей, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации в порядке ст. 456 УПК Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 2002 года N 147 на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено исполнение международных обязательств, в том числе по вопросам, связанным с вручением документов, производством отдельных процессуальных действий, признанием и исполнением судебных решений.

Запросы о вызове направляются через территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются. Запрос о производстве процессуальных действий составляется согласно требованиям ст. 454 УПК Российской Федерации в письменном виде, подписывается направившим его должностным лицом, удостоверяется гербовой печатью суда.

Все документы, пересылаемые судами в порядке оказания правовой помощи, скрепляются печатью, документы должны быть составлены по установленной форме, написаны ясным и четким языком, тщательно и аккуратно оформлены.

При направлении за границу извещения о дне судебного разбирательства не следует пользоваться бланком повестки о вызове в суд, содержащей санкции за неявку.

Поручения судам, с которыми имеются договоры о правовой помощи, должны высылаться им не позднее, чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, учреждениям юстиции других иностранных государств - не позднее 8 месяцев до дня рассмотрения дела. Данное требование обусловлено длительностью и многоступенчатостью процедуры пересылки и получения документов различными инстанциями, а также неприемлемостью ситуаций, когда заинтересованным лицам вручаются просроченные документы и они отказываются от их получения.

Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции может быть начато только в том случае, если с момента вручения обвинительного заключения (акта) прошло не менее 7 суток (исчисление указанного срока начинается со дня, следующего за тем, когда состоялось вручение).

Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала.

Заблаговременно составляется список дел, назначенных к рассмотрению (форма N 36), и вывешивается при входе в зал заседания либо на специально оборудованном стенде.

Предварительно проверяется вручение вызываемым в суд лицам повесток, копий обвинительных заключений (актов), других материалов.

Перед началом разбирательства проверяется явка в суд всех вызываемых, доставляемых лиц.

Если в ходе разбирательства выяснится, что обвиняемый, содержащийся под стражей, скрылся, суд приостанавливает производство по уголовному делу и возвращает дело прокурору для обеспечения розыска. В случае если скрылся обвиняемый, не содержащийся под стражей, судья избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск (ст. 238 ч. 2 УПК Российской Федерации). Дело в этом случае остается в суде и числится как приостановленное до розыска обвиняемого.

При установлении тяжелого заболевания в виде психического расстройства, подтвержденного заключением судебно-медицинской экспертизы, производство по делу приостанавливается, но дело прокурору не направляется, а хранится в суде до выздоровления обвиняемого.

Некоторые нормы УПК предусматривают требования, связанные с делопроизводством. Однако, в УПК не регламентирован порядок регистрации сообщений о преступлении, регистрации ходатайств и жалоб, который способствует сохранности обращений и, главное, их рассмотрению в установленные сроки. УПК вообще не содержит понятие «регистрация», которое, согласно Правилам делопроизводства, означает «присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму».

В соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ следователь предъявляет «обвиняемому и защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела». Но в УПК не говорится, как следователь должен подшить уголовное дело, какое количество листов должен содержать один том дела и чем должны быть нумеровать листы. Ненадлежащее, оформление уголовного дела нередко являются предметом заявлений и ходатайств стороны защиты как на стадии предварительного следствия, так и при рассмотрении дела судом. Как следователи, так и судьи при получении ходатайств и жалоб о нарушении оформления уголовного дела чаще всего отказывают заявителям в их удовлетворении. Однако единообразия в мотивах отказа у судей нет. Довольно часто суды и должностные лица мотивируют свой отказ тем, что в УПК не прописан порядок оформления уголовного дела. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 7 УПК, решения суда и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, должны быть законными, мотивированными и обоснованными.

На практике, очень часто, сторона защиты в качестве довода указывают на то, что материалы дела следователь пронумеровал карандашом и в нумерации есть исправления. Суды отвергают этот довод, но с разными и не бесспорными обоснованиями либо без них.

Защита указывает, что нумерация листов уголовного дела «не ручкой, а карандашом делает возможным подмену (замену) документов». Суды отклоняют эти доводы указывая, что «согласно подпункту „б“ пункта 7.9 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36) листы уголовного дела нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, не задевая текста документа, карандашом» . Однако из данного судебного решения неясно, почему следователь при выполнении требований ч. 1 ст. 217 УПК РФ должен руководствоваться инструкцией по делопроизводству, предназначенной для суда, и соответствует ли нумерация листов в уголовном деле нормам УПК РФ.

По одному из уголовных дел Ростовский областной суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы осужденного, который полагал существенным нарушением УПК то, что «листы уголовного дела пронумерованы карандашом, в середине первого тома имеются явные исправления нумерации страниц». В апелляционном определении суд отметил: «То обстоятельство, что материалы дела не были прошиты и пронумерованы карандашом, не свидетельствует о существенном нарушении прав осужденного, поскольку обвиняемый был ознакомлен со всеми материалами дела в полном объеме при выполнении требований ст. 217 УПК <…> Выполнение нумерации материалов дела карандашом не является процессуальным нарушением, которое могло повлиять на законность процедуры ознакомления» . В этом апелляционном определении не указан мотив, почему суд не усматривает существенного нарушения требований УПК РФ в том, что материалы дела не прошиты и пронумерованы карандашом.

Аналогичный довод приводили и в других областных судах. Практика Верховного Суда РФ фактически аналогичная. В кассационном определении от 16.02.2011 №  66-О11-4 ВС РФ отметил, что «ссылки осужденного на то, что уголовное дело скреплено шнуровкой, не опечатано, его страницы пронумерованы карандашом, не противоречат ст. 217 УПК, в соответствии с которой следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Материалы дела соответствуют описи».

Чем регламентируется оформление уголовного дела и как правильно опровергнуть претензии к его оформлению?

Поскольку законом предусмотрено только то, что материалы уголовного дела должны быть подшиты и пронумерованы, следователи нередко мотивируют свои решения по оформлению материалов уголовного дела требованиями ведомственной инструкции по делопроизводству. К примеру, следователи Следственного комитета РФ ссылаются на Инструкцию по делопроизводству, утвержденную приказом председателя СК России от 18.07.2012 № 40 «Об утверждении инструкции по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации» . Данная Инструкция предназначена для оформления материалов только контрольных производств и служебных проверок. Но по аналогии с ее требованиями следователи оформляют и уголовные дела, подшивая в каждый том не более 250 листов, нумеруя листы простым карандашом (п. 9.4.5 Инструкции), подшивая дело «не менее чем в четыре прокола с учетом возможного свободного чтения текста всех документов» .

Аналогичный применяемому в СК России порядок формирования и нумерации дел действует и в других ведомствах, где производится предварительное расследование и рассматриваются уголовные дела.

Так, в п 5.5.4 Инструкции по делопроизводству в Судебном департаменте при ВС РФ также говорится, что «использование чернил и цветных карандашей для нумерации листов запрещается».

Единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти установлен постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Пунктом 3 Правил делопроизводства предусмотрено, что с учетом условий и специфики своей деятельности федеральный орган исполнительной власти разрабатывает инструкцию по делопроизводству, которую утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти. Причем особо указано, что эта инструкция должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Порядок формирования и оформления дел, как установлено п. 36 Правил делопроизводства, также определяется Росархивом.

Сделано это в связи с тем, что уголовные дела, наряды, журналы и книги постоянного или длительного хранения в конечном итоге сдаются в архив. Поэтому единый порядок формирования и оформления дел устанавливается Росархивом, что предусмотрено ФЗ РФ от 22.10.2004 № 125 ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Порядок формирования и оформления дел регламентирован документом «Основные правилами работы архивов организаций», который одобрен решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 года. Основными правилами установлено, что все листы дела должны нумероваться арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом. Листы внутренней описи документов в каждом томе дела должны нумероваться отдельно. При формировании дел необходимо соблюдать ряд основных требований, в том числе «дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см» (п. 3.5.3 Основных правил). В каждом томе документы подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них (п. 3.6.4 Основных правил) 5.

Из сказанного можно сделать вывод, что следователь оформляет материалы уголовного дела на основе и по требованиям, установленным общими Правилами делопроизводства.

Каких-либо нормативных документов относительно последовательности подшивания документов в уголовное дело нет. В то же время в процессе досудебного производства следователю постоянно приходится перешивать материалы уголовного дела, заново нумеруя листы. При этом старая нумерация, проставленная простым карандашом, стирается ластиком.

В п. 9.3.1 Инструкции по делопроизводству СК России указано, что «документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления, а также допускается подшивка материалов дела по эпизодам, фигурантам и другим критериям, обеспечивающим логику расследования уголовного дела».

Чисто технической процедура подшивания материалов дела - это не одноразовый процесс. Листы перешивают, перенумеровывают и формируют в тома для того, чтобы было удобно ориентироваться в материалах уголовного дела, можно было быстро найти нужный документ, оперативно уяснить суть исследуемого события. Это важно не только для следователя, но и для прокурора, адвоката, судьи и других участников уголовного судопроизводства, имеющих право на ознакомление с материалами дела.

Материалы уголовного дела в ходе досудебного производства перешивают и перенумеровывают также в связи с необходимостью представления части документов экспертам для производства судебной экспертизы. Общее правило - материалы подшиваются в уголовном деле по мере их поступления или составления в хронологическом порядке. Однако в зависимости от объема уголовного дела, количества расследуемых эпизодов, обвиняемых и потерпевших, проведенных судебных экспертиз материалы в деле группируют в логической взаимосвязи. К примеру, если расследуется совершение нескольких преступлений, то процессуальные документы, как правило, подшивают поэпизодно. Отдельно формируется весь блок, посвященный судебным экспертизам (постановление о назначении, заключение эксперта, протокол допроса эксперта, протоколы ознакомления с этими документами всех участников, их ходатайства и т. д.), отдельно - материалы, характеризующие личность обвиняемого.

Формируя документы в деле в логической взаимосвязи, следователю приходится перешивать материалы в уголовном деле и перенумеровывать листы. Соответственно, проставленный карандашом номер листа стирается и пишется новый номер с учетом его хронологического расположения в томе дела.

При перешивании и перенумерации листов уголовного дела есть одно неписаное правило. Следователь (дознаватель) может производить эти действия до выполнения требований, предусмотренных ст. 217 УПК, то есть до ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Если уголовное дело с обвинительным заключением или постановлением возвратил прокурор или суд, то следователь (дознаватель) не должен вносить никаких изменений в оформление дела: перешивать дело, перенумеровывать листы, вкладывать документы, которые хотя и были исполнены в ходе предварительного расследования, но поступили в период, когда дело находилось у прокурора или в суде. Такими документами могут быть, например, ответы на поручения и запросы следователя. Все эти вновь исполненные или полученные документы после возвращения дела прокурором или судом в случае их процессуальной доброкачественности, то есть соответствия требованиям ст. 88 УПК, подшиваются после постановления о принятии следователем дела к производству.

Чтобы участникам уголовного судопроизводства в последующем было понятно появление в деле документа, который исполнен до направления уголовного дела прокурору, следователь должен написать рапорт на имя руководителя следственного органа с пояснением, почему этот документ (документы) не был ранее приобщен к материалам уголовного дела, и о намерении приобщить его к материалам дела. На рапорте руководитель следственного органа накладывает резолюцию «Согласен, приобщить к материалам дела», ставит дату и подпись. Такой рапорт не предусмотрен УПК, это не процессуальное решение следователя, но в то же время он будет содержать исчерпывающую информацию о причине отсутствия ранее документа в деле.

После возвращения уголовного дела прокурором или судом материалы дела нельзя перешивать и перенумеровать еще и по той причине, что в постановлениях прокурор и суд, обосновывая допущенные нарушения закона, ссылаются на конкретные листы дела. Поэтому недопустимо менять местами листы дела, на основании которых прокурор и суд приняли свое решение, или дополнять материалы новыми листами.

Во время нумерации листов материала уголовного дела порой допускаются технические ошибки. Например, один и тот же номер проставляется подряд на двух-трех листах или допускается пропуск в номерах листов дела. Происходит это, как правило, из-за невнимательности. Техническая это ошибка или нет, можно определить, например, путем сличения записей в описи документов в томе. Если не пронумеровано несколько листов многостраничного единого документа, техническую ошибку можно определить, изучив его содержание, сличив хронологию нумерации листов самого документа.

Если же в протоколе ознакомления с делом указано одно количество листов, а фактически их значительно больше или меньше, если в описи наименование документа указано одно, а фактически подшит другой, то это вызывает обоснованные сомнения о возможном подлоге, особенно у стороны защиты. А все сомнения, согласно ч. 3 ст. 14 УПК РФ, трактуются в пользу обвиняемого.

В заключение отметим, что для единообразного понимания и применения закона, связанного с оформлением уголовных дел, целесообразно внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 217 УПК РФ, чтобы исключить судебные споры по этому вопросу.

Вконтакте

В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства. Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно.

Основания для уголовного делопроизводства

В ст. 140 УПК РФ перечислен список оснований для открытия уголовного делопроизводства и преследования. Список поводов таков:

  • заявление о совершенном преступном акте в устном или письменном виде с указанием конкретного заявителя, ст. 141 УПК говорит, что анонимное заявление не допускается в роли основания для ведения уголовного дела;
  • явка с повинной преступника, это добровольное заявление гражданина об осуществленном им опасном деянии, которое может быть предоставлено как устно, так и письменно, такое чистосердечное признание может служить в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении приговора судом;
  • уведомление об имевшем место или планируемом преступном акте, полученное из достоверных источников, тогда обязан быть написан рапорт;
  • постановление прокурора о пересылке материалов дела в учреждение предварительного следствия, данная мера необходима с целью решения вопроса о преследовании.

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Сроки ведения следствия

Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства. По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя. Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит ст. 162 УПК РФ.

Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

  • до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
  • до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;
  • на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

Алгоритм действий следующий:

  • после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
  • вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
  • на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
  • в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;
  • обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по ст. 173 УПК РФ, в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
  • затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
  • после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.

Сроки ознакомления с материалами

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

На видео о сроках уголовного делопроизводства

Из данного материала вы узнали, каковы сроки возбуждения делопроизводства по уголовным делам. В большинстве случаев данный срок составляет 3 дня, однако при усложнении расследования он может пролонгироваться до 10 или 30 дней для выяснения всех обстоятельств. Сроки возбуждения уголовного делопроизводство четко регламентированы. Основанием для начала ведения дела становится заявление и решение о возбуждении дела.

Похожие публикации