Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Основные сигнальные цвета. Что такое «сигнал»? Его назначение основные сигнальные цвета Основные цвета принятые для сигнализации поездных светофоров

Назначение

Цвет, исполь-зуемый для усиления значения основ-ного цветового сигнала

Области применения

Основной

Запрещение, сигнализация о непосредственной опасности (о возможности аварии) и окраска устройств для прерывания процесса или движения

Отражаемые участки машин и знаки, запрещающие различные действия. Символ «молния»; кноп-ки и рычаги включения и аварийные – «Стоп». Лампы, сигнализирующие о нарушении технологического процесса или условий безопасности; противопожарные устройства

Предупреждение, сигнализация о необходимости внимания, осторожности действий

Наружные элементы оборудова-ния, не полностью огражденные механизмы; сигнальные лампы, предупреждающие о предстоящем переключении автоматических станков и линий; элементы внутрицеховых транспортных средств; строительные конструкции (для сигнализации об опасности)

Разрешение, сигнализация о безопасности

Кнопки и рычаги «Пуск»; пункты первой помощи, знаки, разре-шающие различные действия; таблички, указывающие запасные и аварийные выходы; средства для другой информации, направленной на обеспечение безопасности

Вспомогательный

Оранжевый

Промежуточное значение между красным и желтым

Для повышения контрастности между машинами и фоном (для мобильных машин, работающих на открытом воздухе, сельскохо-зяйственных, строительных, дорожных и др.). Допускается нанесение цвета на внутренние поверхности ограждающих устройств и ограждаемые участки машин и механизмов

Производственно-техническая инфор-мация

Оформление производственной информации (технические таблицы, плакаты, инструкции), не связанной с опасностями или предосторожностями

Усиление контраста основных цветов безопасности, надписи на желтом, белом и оранжевом фоне

Для обозначения направления движения, для пояснительных надписей и символов, а также для приборов контроля, оксидированных инструментов.

Усиление контраста основных цветов безопасности; надписи на красном, зеленом, синем и черном фоне

Для обозначения границ проходов, проездов и рабочих мест, направления движения и для пояснительных надписей на знаках

Цветовой тон (λ) насыщенности (Р) и коэффициент отражения (ρ) являются основными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры и масштаб изделий, динамические и ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.

При рассмотрении объема с близких расстояний насыщенность цвета может быть незначительной, а с больших расстояний цвет должен быть более четким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах, в частности в средствах транспорта, цвет и форма должны выражать идею движения с преобладанием горизонтальных и наклонных линий по направлению движения.

Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с повышенной контрастностью между ними создает впечатление более мелкого масштаба.

Темные цвета – пурпурные, фиолетовые, коричневые, темно-серые, черные - кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых, желтых. Поскольку впечатление излишней тяжести и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изделия лучше всего окрашивать в «легкие» цвета. Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом – удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и выступающие или приближающиеся (теплые). По сравнению с холодными цветами теплые насыщенные (ярко-оранжевый) кажутся более «напряженными» и вызывают ассоциации силы, энергичности. «Напряженность» цвета резко падает с потерей насыщенности (например, бледно-розовый цвет кажется чрезвычайно анемичным).

Для эстетической выразительности облика изделия немаловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми (зеркальное отражение), матовыми или шероховатыми (диффузное отражение), полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура в интерьерах скрадывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура при окраске автомобилей – блики, получающиеся на гранях формы, выгодно подчеркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать слепимость и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.

Связь цветового решения изделия с условиями среды – один из важнейших факторов деятельности человека. Чтобы создать благоприятные условия (среду), необходимо учитывать множество различных требований: цветовой климат окружения и микроклимат производства, взаимосвязь естественного и искусственного освещения, шумность, пыльность и др. Во всех случаях при выборе цветов для окраски помещений, оборудования и отдельных изделий ставится задача компенсировать недостатки среды, максимально используя различные свойства цветов. Так, известно, что при слабых освещениях холодные цвета кажутся более светлыми, чем теплые.; слишком темная окраска изделий сложной формы скрывает тени и затрудняет восприятие; изделия, воспринимаемые против света при темной окраске, имеют вид силуэтов; изделия, окрашенные в красный цвет и освещенные зеленым цветом, кажутся черными; изделия, окруженные плоскостями других цветов, изменяют свою насыщенность и цветопередачу; окраска тепловых цехов в холодные цвета создает более благоприятный цветоклимат в процессе труда.

Выводы

1. Цвет – это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженного или испускаемого излучения. Возникновение ощущения того или иного цвета зависит от длины видимого диапазона электромагнитных волн, которые отражают поверхность изделия под воздействием источника света, например солнца или лампы накаливания.

2. Цвет можно характеризовать видимым спектром света: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Механизм отражения света зависит от цветового типа поверхности, которые подразделяются на две группы: ахроматические и хроматические.

3. Цвет характеризуется его яркостью (светлотой), цветовым тоном и насыщенностью.

4. Цвет изделия в значительной мере определяется условиями освещения, источником света. Источники «белого света» подразделяются на естественные (светильники), которые могут обеспечивать световой поток прямого, рассеянного или отраженного света.

5. Наиболее правильное представление о цвете поверхности можно получить при солнечном свете.

6. Цвет в изделиях промышленного назначения выбирают с учетом их функционального назначения, особенности композиции формы изделия, условий его эксплуатации и психофизиологического влияния цвета на человека.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
СИГНАЛОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
Дисциплина: ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Группа:А-22

Цели урока:
Учебная (образоватнельная):
-студент после изучения темы должен знать обозначение
сигнальных показаний железных дорог РФ их назначение и
классификацию;
-знать общие сведения о железнодорожном транспорте;
- знать принципы организации железнодорожных перевозок и
управления движением поездов;
- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

Развивающая: студент должен уметь:
- классифицировать организационную структуру управления
на железнодорожном транспорте;
-классифицировать технические
железнодорожного транспорта.
средства
и
устройства
Воспитательная:
-совершенствовать стремление студентов пополнять знания и
умения, развивать механизмы психики учащихся (восприятие,
память, мышление);
-стимулировать потребность к самостоятельности в
различных видах деятельности.

Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Сигнализация на железнодорожном транспорте служит для
обеспечения безопасности движения, а так же для четкой
организации движения поездов и маневровой работы.

Светофоры Входные

СВЕТОФОРЫ ВХОДНЫЕ
Входные светофоры
ограждают раздельные
пункты со стороны
перегонов, т.е.
разрешают или
запрещают поезду
следовать на
раздельный пункт.

Светофоры выходные

СВЕТОФОРЫ ВЫХОДНЫЕ
Выходные
светофоры
разрешают или
запрещают
поезду
отправиться с
раздельного
пункта на перегон.

Светофоры проходные

СВЕТОФОРЫ ПРОХОДНЫЕ
Проходные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать с
одного блокучастка
(межпостового
перегона) на
другой.

Светофоры Маршрутные

СВЕТОФОРЫ МАРШРУТНЫЕ
Маршрутные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать из
одного района
станции в другой.

10. Светофоры прикрытия

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ
Светофоры
прикрытия
ограждают
пересечения
дорог в одном
уровне,
разводные мосты
и участки,
проходимые с
проводником.

11. Светофоры предупредительные

СВЕТОФОРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ
Предупредительн
ые светофоры
заблаговременно
предупреждают о
показании
светофоров:
входного,
проходного,
прикрытия,
заградительного.

12. Светофоры Маневровые

СВЕТОФОРЫ МАНЕВРОВЫЕ
Маневровые
светофоры
разрешают или
запрещают
проведение
маневровых
работ.

13. Светофоры заградительные

СВЕТОФОРЫ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
Заградительные
светофоры требуют
остановки поезда
при опасности для
движения,
возникшей на
переездах, крупных
искусственных
сооружениях и
обвальных местах.

14. Светофоры повторительные

СВЕТОФОРЫ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ
Повторительный
светофор одним
зеленым огнем
указывает, что
выходной или
маршрутный светофор
открыт.
Нормально сигнальные
огни повторительных
светофоров не горят, и в
этом положении
светофоры сигнального
значения не имеют

15. Светофор Локомотивный

СВЕТОФОР ЛОКОМОТИВНЫЙ
На участках,
оборудованных
автоблокировкой и
автоматической
локомотивной
сигнализацией,
локомотивными
светофорами подаются
сигналы указывающие
сигнал впередистоящей
сигнальной точки в
соответствии с кодом
АЛС

16. Переездной светофор

ПЕРЕЕЗДНОЙ СВЕТОФОР
Предназначен для запрета
выезда автомобильных
транспортных средств, в
местах пересечения
автомобильной и железной
дороги, в случае движения
железнодорожной поездной
единицы.

17. Светофоры, их устройство

СВЕТОФОРЫ, ИХ УСТРОЙСТВО
Мачтовые светофоры

18. Консольный светофор

КОНСОЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

19. Карликовый светофор

КАРЛИКОВЫЙ СВЕТОФОР

20. Основные сигнальные цвета и их значения.

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
В светофорной сигнализации используются 5 цветов,
которые имеют следующие названия: красный, желтый,
зеленый, лунно-белый, синий. В локомотивных светофорах,
находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся
ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из
красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров
используются красный, жёлтый и зелёный цвета., значение
показаний строго регламентируется ИСИ (Инструкция по
сигнализации).

21.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Один красный огонь»
Стой! Запрещается проезжать сигнал!
«Один жёлтый огонь»
Разрешает проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч,
следующий светофор закрыт.
«Один зелёный огонь»
Разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, следующий
светофор открыт.
«Один жёлтый и один зелёный огни»
Применяется только на участках с
четырёхзначной автоблокировкой, и
разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, и
предупреждает о том, что следующий
сигнал имеет показание «оди
Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам

22.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии

более 60км/ч (аналогично сигналу «один
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса»
жёлтый») с отклонением по стрелочным

предупреждает, что следующий сигнал закрыт.
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и
предупреждает, что следующий сигнал открыт и

требует проследования с уменьшенной скоростью
(обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется
перед сигналом один жёлтый огонь).
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80 км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и информирует, что следующий сигнал открыт и
одна зелёная светящаяся полоса»
разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но
возможно, и с установленной. (Здесь также не
различаются сигналы, разрешающие скорость
только до 80 км/ч и установленную).
«Один зелёный мигающий огонь»
Сигнал «один зелёный мигающий огонь»
разрешает проследовать сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает, что следующий
сигнал открыт и требует проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются
стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо́льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран
РФ из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью
до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная
светящаяся полоса - обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.

23.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Два жёлтых огня»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной

отклонение по стрелочному
переводу, и предупреждает, что
следующий сигнал закрыт.
«Два жёлтых огня, из них
верхний мигающий»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной
скоростью 40 км/ч, указывает на
отклонение по стрелочному
переводу, и информирует, что
следующий сигнал открыт.
«Один жёлтый мигающий
огонь»
Разрешает проследовать
сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает,
что следующий сигнал открыт и
требует проследовать сигнал с
уменьшенной скоростью 40
км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным
переводам.

24.

«Один жёлтый и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (практически - со
скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться
на перегон и следовать далее по показаниям

сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен
один блок-участок.
«Один зелёный и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (с установленной
скоростью), отправиться на перегон и следовать далее
по показаниям локомотивного светофора
автоматической локомотивной сигнализации, и
информирует, что впереди свободны два (или более)
блок-участков.
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более
40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по
неправильному пути, и следовать далее по показаниям
локомотивного светофора автоматической локомотивной
сигнализации. Количество свободных блок-участков,
вообще говоря, не определяется, согласно инструкции.
Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по
которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации
(без напольных проходных светофоров).

25.

Название
Описание и комментарии
«Один лунно-белый огонь»
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал,
информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается
до следующего поездного или маневрового светофора, до
границы станции, или до каких-либо точек, определяемых
ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости
движения по маршруту, и о свободности или занятости
участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях,
оборудованных электрической централизацией, но не на всех
таких станциях.
«Один лунно-белый огонь»
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или
ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том
числе такие, где применяется электрожезловая система,
движение по поездным телефонограммам, или иные способы
организации движения, кроме полуавтоматической
блокировки, автоблокировки или автоматической
локомотивной сигнализации как самостоятельного средства
сигнализации) только в пределах станции, но не является
разрешением для отправления на перегон.
Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не
оборудованный путевой блокировкой.

26.

Существует отдельный тип двухцветных
железнодорожных светофоров -
маневровые, которые подают следующие
сигналы:
один лунно-белый огонь «Разрешается
производить маневры»;
один синий огонь «Запрещается производить
маневры».

27. Сигнализация локомотивного светофора

СИГНАЛИЗАЦИЯ ЛОКОМОТИВНОГО
СВЕТОФОРАЭТО ИНТЕРЕСНО

29.

30. СЕмафор

СЕМАФОР
на железных дорогах – сигнальное устройство в
виде мачты с установленными на ней подвижными
крыльями и сигнальными фонарями, посредством
которых машинисту поезда подаются сигналы,
разрешающие или запрещающие движение поезда.
В России первые семафоры были изготовлены по
проектам профессора Я. Н. Гордиенко на
Путиловском заводе. Сигналы семафор подаёт
либо крылом (днём), либо цветными фонарями
(ночью): занятому пути соответствует
горизонтально расположенное крыло и красный
огонь; свободному – поднятое под углом крыло и
зелёный огонь фонаря.
С 1950-х гг. семафоры практически всюду
вытеснены более совершенным сигнальным
устройством – свветофором; сохранились только
на отдельных ветках малонапряжённых линий в
некоторых странах.

31. Почему красный запрещающий

ПОЧЕМУ КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
В наихудших условиях
красный сигнал при
одинаковой силе света
виден лучше других
сигналов.

32. ЖЕЛТЫЙ ОГОНЬ

В тумане желтый огонь принимает
оттенок красного и благодаря этому
сигнал нельзя проехать в экстренной
ситуации, его нельзя перепутать с
зеленым сигналом.

33. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сигнальное показание
Значение сигнального
показания
Входной светофор
Красный
Сигнал остановки
Желтый огонь
Снижение скорости,
повышение внимания
Зеленый огонь
Разрешает движение с
установленной скоростью
Разрешающий движение
Лунно- белый огонь
Примечание
На входных светофорах
разрешает
« Приглашает»
проследовать светофор с
готовностью остановиться.

Ответ.

Сигнал – условный звуковой или видимый знак, при помощи которого подается приказ. Служат для обеспечения безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Что можно узнать по светофору:

Один зеленый – разрешает движение с установленной скоростью.

Один желтый мигающий – разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследовать его с уменьшенной скоростью.

Один желтый – разрешает движение с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Два желтых, верхний мигающий – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.

Два желтых – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, с готовностью остановится у следующего светофора.

Один красный – стой, запрещается проезжать сигнал.

Один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналам руководителя маневров.

Один синий – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.


3. Деление сигналов. Когда ночные сигналы применяются в дневное время?

Ответ.

Сигнал – условный, звуковой или видимый знак, при помощи которого передается приказ.

Служат для безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

По способу восприятия сигналы делятся на звуковые и видимые.

Звуковые – выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Служат свистки локомотивов, моторновагонных поездов и специального самоходного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Видимые – в зависимости от времени суток делятся на дневные, ночные и круглосуточные. Они выражаются - цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Светофоры, диски, шиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Дневные – подаваемые в светлое время суток: диски, шиты, флаги, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройства сбрасывания и гидравлических колонок).

Ночные – подаваемые в темное время суток, а так же в тоннелях и при плохой видимости: огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Сигналы должны применятся днем в неблагоприятных условиях, когда видимость сигналов остановки 1000м, сигнал уменьшения скорости менее 400м, при маневровой работе менее 200м.

Разновидности белого цвета.

Белый – на локомотивном светофоре в кабине машиниста, маршрутные указатели. Лунно-белый – маневровые светофоры, пригласительные сигналы. Прозрачно-белый – все фонари (указатели наличия неисправностей в поездах. Молочно-белый – стрелочные указатели, указатели путевого заграждения.

Знаки безопасности предназначены для зрительного восприятия информации в целях обеспечения безопасности в различных сферах деятельности человека. Знаки безопасности могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми.

Во всех офисах, производственных помещениях и на территориях организаций должны быть вывешены специальные знаки безопасности и нанесены сигнальные разметки, предназначенные для регулирования поведения человека в различных ситуациях. Такое требование устанавливает ГОСТ Р 12.4.026-2001, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 387-ст.

Цель размещения указанных знаков — предотвратить несчастные случаи, снизить количество случаев травматизма в момент возникновения нештатных ситуаций (пожаров или аварий), снизить материальный ущерб и т.д. Специальные знаки и сигналы призваны обеспечить однозначное понимание определенных требований без применения слов или с их минимальным количеством. То есть, чтобы не предупреждать сотрудников миллион раз о том, что курить в туалете запрещено, и не выслушивать их сетования на девичью память, следует повесить знак со специальным обозначением. Удобно, не правда ли?

Кроме того, специальные обозначения следует применять:
— для привлечения внимания людей, находящихся на производственных и общественных объектах, к опасности;
— для информирования о возможном исходе в случае пренебрежения опасностью, предписаниями или требованиями определенных действий;
— для сообщения необходимой информации.

Роль работодателя в отношении специальных обозначений состоит в следующем:
— определять виды и места опасности на производственных объектах, в офисах и в иных местах;
— обозначать виды опасности, опасные места и ситуации сигнальными цветами, знаками безопасности и сигнальной разметкой;
— выбирать соответствующие знаки безопасности (при необходимости подбирать текст поясняющих надписей на знаках безопасности);
— определять размеры, виды и исполнения, степень защиты и места размещения (установки) знаков безопасности и сигнальной разметки;
— обозначать с помощью знаков безопасности места размещения средств личной безопасности при пожаре, авариях и других чрезвычайных происшествиях.

Еще один момент: необходимое окрашивание элементов оборудования и механизмов в сигнальные цвета должна проводить организация-изготовитель. Но в случае необходимости дополнительное окрашивание и нанесение сигнальной разметки на оборудование должна проводить организация, которая эксплуатирует его. Эту необходимость определяет сам работодатель. Такое требование справедливо и при размещении знаков безопасности.

Итак, выделяют три средства наглядного обеспечения безопасности:
— сигнальный цвет;
— сигнальная разметка;
— знак безопасности.
Рассмотрим каждый из них подробнее.

Сигнальный цвет

Сигнальные цвета предназначены для привлечения внимания людей к непосредственной или возможной опасности.

Их применяют для:
— обозначения поверхностей, конструкций (или элементов конструкций), приспособлений, узлов и элементов оборудования, машин и механизмов, которые могут стать источниками опасности для людей, поверхности ограждений и других защитных устройств, систем блокировок и т.п.;
— обозначения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов;
— знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности;
— светящихся (световых) средств безопасности (сигнальные лампы, табло и др.);
— обозначения пути эвакуации.

Существуют четыре основных сигнальных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Для выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей вместе с основными используют контрастные цвета: черный и белый (см. таблицу 1).

Таблица 1
Смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета

Мы не станем заострять внимание на технических характеристиках сигнальных цветов (таких как светоотражение, тон и т.д.), поскольку организации, как правило, приобретают уже готовые обозначения в специализированных фирмах, где эти требования строго соблюдаются. Остановимся лишь на важных деталях для кадровика, а именно на назначении этих цветов.

Красный сигнальный цвет применяют для:
— обозначения отключающих устройств механизмов и машин (в том числе аварийных);
— внутренних поверхностей крышек шкафов с открытыми токоведущими элементами оборудования, машин, механизмов и т.п. При этом если само оборудование (машины, механизмы) красного цвета, то внутренние поверхности крышек (дверец) должны быть окрашены в желтый цвет;
— рукояток кранов аварийного сброса давления;
— корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочем состоянии под напряжением;
— обозначения различных видов пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов, требующих быстрого опознания (пожарные машины, огнетушители, баллоны, устройства ручного пуска систем пожарной автоматики, средств оповещения, телефоны прямой связи с пожарной охраной, насосы, пожарные стенды, бочки для воды, ящики для песка, а также ведра, лопаты, топоры и т.п.);
— окантовки пожарных щитов белого цвета для крепления пожарного инструмента и огнетушителей. Ширина окантовки — 30 — 100 мм. Можно сделать окантовку пожарных щитов в виде чередующихся наклонных под углом 45° — 60° полос красного сигнального и белого контрастного цветов;
— элементов строительных конструкций (стен, колонн). На них наносят орнамент в виде отрезка горизонтально расположенной полосы для обозначения мест нахождения огнетушителя, установки пожаротушения с ручным пуском, кнопки пожарной сигнализации и т.п. Ширина полос — 150 — 300 мм. Полосы должны располагаться в верхней части стен и колонн на высоте, удобной для зрительного восприятия с рабочих мест, проходов и т.п.;
— сигнальных ламп и табло с информацией, извещающей о нарушении технологического процесса или нарушении условий безопасности: "Тревога", "Неисправность" и др.;
— обозначения захватных устройств промышленных установок и промышленных роботов;
— обозначения временных ограждений или элементов временных ограждений, устанавливаемых на границах опасных зон, участков, территорий, ям, котлованов, временных ограждений мест химического, бактериологического и радиационного загрязнения, а также ограждений других мест, зон, участков, вход на которые временно запрещен. Поверхность временных ограждений должна быть целиком окрашена красным сигнальным цветом или иметь чередующиеся наклонные под углом 45° — 60° полосы красного сигнального и белого контрастного цветов. Ширина полос — 20 — 300 мм при соотношении ширины полос красного и белого цветов от 1:1 до 1,5:1;
— запрещающих знаков безопасности и знаков пожарной безопасности.

Нельзя использовать красный сигнальный цвет:
— для обозначения стационарно устанавливаемых средств противопожарной защиты (их элементов), не требующих оперативного опознания (пожарные извещатели, пожарные трубопроводы, оросители установок пожаротушения и т.п.);
— на пути эвакуации (кроме запрещающих знаков безопасности и знаков пожарной безопасности).

Желтым сигнальным цветом обозначают:
— элементы строительных и иных травмоопасных конструкций: низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола, малозаметных ступеней, пандусов, мест, в которых существует опасность падения (неогражденных площадок, люков, проемов), сужений проездов, малозаметных распорок, узлов, колонн, стоек и опор в местах интенсивного движения внутризаводского транспорта и т.д.;
— узлы и элементы оборудования, машин и механизмов: открытые движущиеся узлы, кромки оградительных устройств, не полностью закрывающих ограждений движущихся элементов (шлифовальных кругов, фрез, зубчатых колес, приводных ремней, цепей и т.п.), ограждающие конструкции площадок для работ, проводимых на высоте, а также постоянно подвешенных к потолку или стенам технологической арматуры и механизмов, выступающих в рабочее пространство;
— опасные при эксплуатации элементы транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожных машин, площадок грузоподъемников, бамперов и боковых поверхностей электрокар, погрузчиков, тележек, поворотных платформ и боковых поверхностей стрел экскаваторов, захватов и площадок автопогрузчиков, рабочих органов сельскохозяйственных машин, элементов грузоподъемных кранов, обойм грузовых крюков и др.;
— подвижные монтажные устройства, их элементы и элементы грузозахватных приспособлений, подвижных частей кантователей, траверс, подъемников, подвижных частей монтажных вышек и лестниц;
— внутренние поверхности крышек, дверец, кожухов и других ограждений, закрывающих места расположения движущихся узлов и элементов оборудования, машин, механизмов, требующих периодического доступа для контроля, ремонта, регулировки и т.п. Если указанные элементы закрыты съемными ограждениями, то окрасить следует сами движущиеся узлы, элементы и (или) поверхности смежных с ними неподвижных деталей, закрываемые ограждениями;
— постоянные ограждения (их элементы), устанавливаемые на границах опасных зон, участков, территорий: у проемов, ям, котлованов, выносных площадок, постоянных ограждений лестниц, балконов, перекрытий и других мест, в которых возможно падение с высоты. При этом поверхность ограждения можно целиком окрасить в желтый цвет, а можно нанести чередующиеся наклонные полосы желтого сигнального и черного контрастного цветов;
— емкости и технологическое оборудование, содержащие опасные или вредные вещества;
— площади, которые должны быть всегда свободными на случай эвакуации (площадки у эвакуационных выходов и подходы к ним, возле мест подачи пожарной тревоги, возле мест подхода к средствам противопожарной защиты, средствам оповещения, пунктам оказания первой медицинской помощи, пожарным лестницам и др.);
— предупреждающие знаки безопасности.

Синий сигнальный цвет следует применять для:
— окрашивания светящихся (световых) сигнальных индикаторов и других сигнальных устройств указательного или разрешающего назначения;
— предписывающих и указательных знаков безопасности.

Зеленый сигнальный цвет используют для обозначения:
— зон безопасности;
— сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы оборудования, нормальном состоянии технологических процессов и т.п.;
— обозначения пути эвакуации;
— эвакуационных знаков безопасности и знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.

Сигнальная разметка

Согласно ГОСТу сигнальная разметка — это цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. Цель нанесения разметки — обозначение возможной опасности.

Ее выполняют в виде чередующихся полос (красного и белого, желтого и черного, зеленого и белого сигнальных и контрастных цветов) на поверхности различных сооружений, транспортных средств, оборудования, механизмов и т.п.

Красно-белую и желто-черную сигнальные разметки применяют для обозначения:
— опасности столкновения с препятствиями, опасности поскользнуться и упасть;
— опасности оказаться в зоне возможного падения груза, предметов, обрушения конструкции, ее элементов и т.п.;
— опасности оказаться в зоне химического, бактериологического, радиационного или иного загрязнения территории (участков);
— контрольно-пропускных пунктов опасных производств и других мест, вход на которые запрещен для посторонних лиц;
— мест ведения пожароопасных, аварийных, аварийно-спасательных, ремонтных, строительных и других специальных работ;
— строительных и архитектурных элементов (колонн, углов, выступов и т.п.), узлов и элементов оборудования, машин, механизмов, арматуры, выступающих в рабочую зону или пространство, где могут находиться люди;
— границ полосы движения (например, переходы для работающих в зоне ведения строительных работ, движения транспортных средств в зоне ведения дорожных работ) и др.

Если препятствия и места опасности существуют постоянно, то их следует обозначить сигнальной разметкой с чередующимися желто-черными полосами. Если же они носят временный характер (например, при ремонтных работах), то следует применять красно-белую разметку. Кстати, подобную разметку нельзя использовать на пути эвакуации.

Зелено-белую сигнальную разметку применяют для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации (например, направляющие линии в виде "елочки")

Можно (а иногда и нужно) наносить на сигнальную разметку поясняющие надписи (например, "Опасная зона", "Проход запрещен" и др.). Поясняющие надписи выполняют красным цветом на белом фоне (для красно-белых сигнальных разметок), черным цветом на желтом фоне (для желто-черных сигнальных разметок) или зеленым цветом на белом фоне (для зелено-белых сигнальных разметок).

Знаки безопасности

Знак безопасности — цветное изображение определенной геометрической формы, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.

Различают четыре типа знаков безопасности:
— основные, которые содержат однозначное смысловое выражение требований по обеспечению безопасности. Их используют самостоятельно или в составе комбинированных и групповых знаков безопасности;
— дополнительные, которые содержат поясняющую надпись. Их всегда используют в сочетании с основными знаками;
— комбинированные и групповые, которые состоят из основных и дополнительных знаков и являются носителями комплексных требований по обеспечению безопасности.

При этом основные знаки безопасности делятся на следующие группы:
— запрещающие знаки (белый фон, красная каемка, черное графическое изображение)
— предупреждающие знаки (желтый фон, черная каемка, черное графическое изображение)
— знаки пожарной безопасности (красный фон, белая каемка, белое графическое изображение)
— предписывающие знаки (синий фон, белая каемка, белое графическое изображение)
— эвакуационные знаки и знаки медицинского и санитарного назначения (зеленый фон, белое графическое изображение)
— указательные знаки (синий фон, белая каемка, белое графическое изображение)

Таблица 2
Сигнальный цвет и смысловое значение основных знаков безопасности

Сигнальный цвет

Смысловое значение

Область применения

Контрастный цвет

Непосредственная опасность

Запрещение опасного поведения или действия

Обозначение непосредственной опасности

Аварийная или опасная ситуация

Сообщение об аварийном отключении или аварийном состоянии оборудования (технологического процесса)

Пожарная техника, средства противопожарной защиты, их элементы

Обозначение и определение мест нахождения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов

Возможная опасность

Обозначение возможной опасности, опасной ситуации

Предупреждение, предостережение о возможной опасности

Безопасность, безопасные условия

Сообщение о нормальной работе оборудования, нормальном состоянии технологического процесса

Помощь, спасение

Обозначение пути эвакуации, аптечек, кабинетов, средств по оказанию первой медицинской помощи

Предписание во избежание опасности

Требование обязательных действий в целях обеспечения безопасности

Указание

Разрешение определенных действий

Дополнительные знаки безопасности используют в случаях, когда требуется уточнить, ограничить или усилить действие основных знаков безопасности, а также для передачи дополнительной информации. Их располагают ниже, или справа, или слева от основного знака безопасности. Размеры дополнительных знаков должны соответствовать размерам основных знаков безопасности. При необходимости можно увеличивать их высоту в зависимости от числа строк надписи.

Комбинированные знаки безопасности должны иметь прямоугольную форму и содержать одновременно основной знак безопасности и дополнительный знак с поясняющей надписью.

Групповые знаки содержат на одном прямоугольном блоке два или более основных знака безопасности с соответствующими поясняющими надписями. Они нужны для одновременного изложения комплексных требований и мер по обеспечению безопасности.

Основной знак безопасности в этом случае может быть представлен:
— эвакуационными знаками для указания направления движения к эвакуационному выходу;
— знаками медицинского и санитарного назначения для указания направления движения к местам размещения аптечек первой медицинской помощи, средств выноса (эвакуации) пораженных, медицинских кабинетов и т.п.;
— знаками пожарной безопасности для указания мест нахождения средств противопожарной защиты, их элементов; указательными знаками.

Основным критерием выбора размера знака является расстояние, с которого наблюдатель должен его различать. Величина расстояния наблюдения и высота знака (или высота шрифта поясняющей надписи) связаны между собой через определенное соотношение, которое зависит в том числе и от освещенности поверхности знака.

Усредненные размеры основных знаков безопасности при нормальном (естественном или искусственном) освещении для требуемого расстояния наблюдения (L) до 20 метров указаны в таблице.

Таблица 3
Усредненные размеры основных знаков безопасности при нормальном (естественном или искусственном) освещении

Согласно Госстандарту знаки безопасности могут быть изготовлены из несветящихся, световозвращающих или фотолюминесцентных материалов.

Несветящиеся знаки безопасности используются при нормальном искусственном или естественном освещении. Такие знаки воспринимаются глазом человека даже при рассеянном источнике света. Если освещения недостаточно, такие знаки не используют, потому что даже в сумраке они очень плохо различимы, а в темноте вообще незаметны.

Световозвращающие знаки безопасности чаще всего используются при слабом освещении (менее 25 лк). Однако рядом должен обязательно присутствовать любой источник света, с помощью которого будет создаваться эффект световозвращения. Если источник света и наблюдатель будут находиться на одной прямой, то знак будет светиться гораздо ярче, но при этом все окружающие его предметы будут выглядеть более тусклыми.

Световозвращающие пленочные материалы для изготовления знаков безопасности и сигнальной разметки могут быть следующих типов:

1-й тип. Пленки со средней интенсивностью световозвращения, оптическими элементами которых являются сферические линзы (микростеклошарики), находящиеся в прозрачном полимерном слое. Световозвращающие пленочные материалы этого типа применяют, когда знаки безопасности или сигнальную разметку необходимо различать с близкого расстояния при низком уровне фонового освещения. Гарантийный срок пленочных световозвращающих материалов 1-го типа при соблюдении условий монтажа и эксплуатации составляет не менее трех лет.

2-й тип. Пленки с высокой интенсивностью световозвращения состоят из сферических линзовых элементов, заключенных в капсулу, наклеенных на полимерную основу и залитых слоем прозрачного пластика. Световозвращающие пленки 2-го типа характеризуются более высоким коэффициентом световозвращения, чем пленки 1-го типа, их следует применять для изготовления знаков безопасности и сигнальной разметки, наблюдаемых с дальних расстояний или при низком и среднем уровнях фонового освещения. Гарантийный срок пленочных световозвращающих материалов 2-го типа при соблюдении условий монтажа и эксплуатации составляет не менее пяти лет.

3-й тип. Эти пленки имеют оптическую систему в виде плоскогранных призматических линз, находящихся в прозрачном полимерном слое. Световозвращающие пленки 3-го типа характеризуются сверхвысоким коэффициентом световозвращения, их следует применять при изготовлении знаков безопасности и сигнальной разметки для особо опасных мест и в случае больших расстояний опознания при любом уровне фонового освещения. Гарантийный срок пленочных световозвращающих материалов 3-го типа при соблюдении условий монтажа и эксплуатации составляет не менее семи лет.

Фотолюминесцентные знаки безопасности предназначены для темных помещений либо для случаев аварийного отключения источника света. Такие знаки сделаны с использованием специального люминофорного пигмента, который поглощает свет и в полной темноте может самостоятельно излучать его (на протяжении 8 часов). Обратите внимание: при нормальном естественном или искусственном освещении фотолюминесцентный или световозвращающий знаки являются обычными несветящимися знаками. Их особенности раскрываются только в определенных условиях. Фотолюминесцентные материалы не содержат радиоактивных элементов и не причиняют вреда здоровью работающих, их относят к 3-му и 4-му классам опасности по ГОСТ 12.1.007-76.

В качестве материала, на поверхность которого наносят цветографическое изображение знака безопасности, используют металлы, пластики, силикатное или органическое стекло, самоклеящиеся полимерные пленки, самоклеящуюся бумагу, картон и другие материалы. Выбор будет зависеть от места, где предполагается разместить знак. Например, для улицы подойдет прочный знак из металла или пластика, для помещения в самый раз будет самоклеющаяся пленка и т.д.

Учтите, что при выборе типа конструкции следует отдавать предпочтение ударобезопасным пустотелым конструкциям.

Как мы помним, к знакам безопасности может "прилагаться" поясняющая надпись. Основное требование к ним — текст надписей должен быть выполнен на русском языке. Можно вместе с текстом надписи на русском языке выполнять дублирующий текст надписи на английском языке (например, "Выход" и "Exit"). Знаки для обозначения эвакуационных выходов из помещений без освещения должны быть объемными, с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока.

Правила размещения знаков безопасности

При размещении знаков безопасности должны соблюдаться следующие правила:
— они должны быть хорошо видны;
— знаки не должны отвлекать внимания и создавать неудобства для работников;
— они не должны загораживать проход (проезд) и препятствовать перемещению грузов.

Если знаки безопасности размесить на входных дверях (или над входными дверями) помещений, то зона действия этих знаков будет распространяться на всю территорию и площадь за воротами и дверями. Если необходимо ограничить зону действия знака, то следует повесить дополнительный знак с соответствующим указанием. Например, зону действия запрещающего знака "Запрещается пользоваться открытым огнем и курить", вывешенного над входной дверью, можно ограничить дополнительной табличкой "Кроме специально обозначенных мест".

Учтите, что на дверях знаки следует размещать таким образом, чтобы их было видно как при закрытых, так и при открытых дверях.

Эвакуационные знаки безопасности "Выход" и "Запасный выход" должны размещаться только над дверями, ведущими к выходу. При этом изображение фигуры человека в дверном проеме на эвакуационных знаках "Выход здесь" должно совпадать с направлением движения к эвакуационному выходу.

Как правило, закрепляют знаки с помощью винтов, заклепок, клея и других средств. Основное требование к крепежам — они должны надежно удерживать знаки во время механической уборки помещений и оборудования, а также обеспечивать их защиту от хищения.

Рекомендация: чтобы не повредить поверхность световозвращающих знаков в местах крепежа (отслоения, скручивания пленки и т.п.), головки вращающихся крепежных элементов (шурупов, болтов, гаек и т.п.) следует отделять от лицевой световозвращающей поверхности знака нейлоновыми шайбами.

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

служат для подачи видимых сигналов. ПТЭ и Инструкцией по сигнализации на ж. д. СССР установлены след. С. ц.: а) красный, требующий остановки; б) желтый-уменьшения скорости; в) зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью; г) синий на проходном светофоре, разрешающий проезд закрытого (с красным огнем) светофора тяжеловесным товарным поездом, а на маневровых щитах и светофорах - запрещающий маневры; д) лунно-белый на входных светофорах - пригласительный сигнал и на маневровых щитах и светофорах - разрешающий маневры; е) молочно-белый на стрелочных указателях, показывающий установку стрелки на прямой путь.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА" в других словарях:

    сигнальные системы - (от лат. signum знак и греч. systema целое, соединение) первая и вторая С. с. (1 я С. с., 2 я С. с.) способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства к рого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно … Большая психологическая энциклопедия

    Сигнальные системы - в теории И.П.Павлова – нейрофизиологические структуры головного мозга человека, в информационных процессах в которых используются разные знаковые системы: в первой сигнальной системе – это сенсорные стимулы (ощущения, наглядные образы), во второй …

    ГОСТ Р 12.4.026-2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 12.4.026 2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний оригинал… …

    ГОСТ Р 50970-2011: Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения - Терминология ГОСТ Р 50970 2011: Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения оригинал документа: 3.1.1 сигнальный столбик: По ГОСТ Р 52289. 3.2 В настоящем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА - влияние цвета на психику человека и протекание у него психических процессов. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) вызывают психологическое ощущение тепла; стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Небольшие флаги красного и желтого цвета, применяемые для подачи сигналов в светлое время. Красный развернутый флаг означает сигнал стой; желтый развернутый тише, следуй со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения… … Технический железнодорожный словарь

    СИСТЕМА ЦВЕТОВ И ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ - система, предназначенная для выделения отдельных производственных объектов и зон по какому либо признаку опасности, позволяющая предупреждать несчастные случаи и аварии, не заменяя технических средств обеспечения безопасности и необходимости… … Российская энциклопедия по охране труда

    У этого термина существуют и другие значения, см. Жёлтый (значения). Жёлтый Цветовые координаты HEX #FFFF00 RGB¹ (r, g, b) (255, 255, 0) … Википедия

    Жёлтый Цветовые координаты RGB HEX #FFFF00 (r, g, b) (255, 255, 0) (c, m, y, k) (0, 0, 100, 0) (h, s … Википедия

Книги

  • Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная , . Настоящий стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных,…
  • Нормы пожарной безопасности. Сборник нормативно-правовых актов , . В сборник вошли следующие документы и обязательные приложения к ним: Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94); Проектирование систем…

Похожие публикации