Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

Псалом 54 для чего читают

Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.

Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел (Пс.54_14–15) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (Пс.54_7–9).

Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24).

Стих знакомит с причиной «печали... и смят ения» () Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме.

Враги Давида не только говорили против него («голос врага» ), но переходили и к неприязненным против него действиям («в гневе враждуют» – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие» , т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

. страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

. И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

. далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

. поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал "вихря" и "бури" , т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено.

. Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа "расстро ить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню («раздели языки их» ). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием "насили й и распр ей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь,

. днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

. посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие , ...обман и коварство» посреди его города.

Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; "бедствие" – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. "Обман" – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

. ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;

. но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

. с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

Эти общественные настроения тяжело отзывались на Давиде, всю жизнь ратовавшем за возможное ее упорядочение и видевшем теперь разрушение своих преобразований. Но не в этом одном заключалась особенная туга, душевная тяжесть: если бы только Давид встречал обиды и заносчивые речи от своих врагов, то мог бы снести их или удалиться, но страдания Давида обширнее и глубже: он встретил измену в самом близком и доверенном лице, на которого, как и на всех врагов своих, он молит Бога наслать наказание (16). – «Но ты, который был для меня то же, что я» , т. е. доверенный, от которого Давид ничего не скрывал; «друг мой и близкий» – на которого Давид привык полагаться и от которого ничего не таил («разделяли искренние беседы» ); «ходили вместе в дом Божий» , т. е. единение и близость Давида с этим лицом выражались и в одинаковой религиозной настроенности их, почему они вместе ходили в храм Божий. Под таким человеком нельзя не разгадать Ахитофела, близкого друга Давида, но потом его предателя.

. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад» – пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. 11, 12), но и в семейной жизни («в жилищах их» ) у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна.

. Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

. избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея.

. услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

Давид уверен, что его молитва к Богу о гибели врагов будет услышана, так как в них «нет перемены» как в их поведении, так и мыслях нет благоговения пред Богом, страха от сознания ответственности пред Ним за свои худые дела, а потому и не может быть им снисхождения.

. простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

Враги Давида изображаются по этому стиху насильниками над мирным населением Иерусалима. С еврейского же точнее нужно этот стих относить к Ахитофелу. Точный перевод был бы такой: «он налагает руку на тех, которые были с ним в мире», т. е. на Давида и преданных ему лиц.

. уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

Грозный суд Божий враги Давида заслужили своими поступками, своим злым настроением: они говорят льстиво, с ложным сочувствием («уста их мягче масла» ), а на душе – зло; слова их нежны, но говорятся для того, чтобы введением в обман доверившегося человека зло погубить его («они суть обнаженные мечи» ). Такое коварство испытал Давид на себе от своих ложных друзей и тоже он видел упрочивающимся и в общественной жизни. С евр. текста этот стих относится к Ахитофелу: «его уста мягче масла, но в сердце брань».

. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

. Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

Давид ободряет себя самого и, вместе с тем, всякого невинно страдающего и преследуемого – надеждой на Бога, Который «никогда не даст... поколебаться праведнику» , не допустит, чтобы праведник сделался предметом посмеяния, позорных речей, которые бы переходили из поколения в поколение, но всегда защитит, не допустит до гибели. Врагов и гонителей праведников Господь низложит в «ров погибели» , т. е. в ров, который обыкновенно выкапывался глубоко в земле в виде кувшина, с сравнительно узким горлышком, куда низвергали преступников и выхода откуда уже не могло и быть, т. е. Господь безвозвратно погубит их. Все вообще «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» , – все восставшие на Давида, жаждавшие произвести государственный переворот даже и насилием, с пролитием крови (здесь разумеется Ахитофел, Авессалом и его друзья, не гнушавшиеся и не боявшиеся даже междоусобной распри) и действовавшие обманами, как и действительно действовал Авессалом, склоняя к себе народные симпатии распространением ложных сведений о Давиде, не переживут и половины назначенной им жизни. Последнее буквально исполнилось на Авессаломе, погибшем в цветущем возрасте.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 54

Псалом отражает душевное состояние Давида, преданного близким другом. Судя по некоторым подробностям о положении в Иерусалиме (стихи 10-12) и горестным словам псалмопевца о предательстве близкого ему человека (стихи 13-15), псалом мог быть написан в дни восстания Авессалома против отца, когда тому уже изменил Ахитофел (2-Цар. 15:31).

Вводная надпись соответствует в русском тексте стиху 1. Учение (т. е. размышления и советы) Давида.

А. Давид о мучительном состоянии своем (54:2-9)

Пс. 54:2-9 . В горести и смятении (стих 3) Давид возносит свою молитву и просит не отвергнуть ее (стих 2).

В стихе 4 - речь о клеветах ("голосе врага") и наговорах, которые возводят на царя нечестивые, обвиняя его в нарушениях закона (взводят на меня беззаконие), т. е. в несправедливом и неумелом правлении. От их "гневной вражды" сердце Давида трепещет, и картины ужасной расправы с ним преследуют его (стихи 4-5, 6). Он хотел бы стать голубем и улететь как можно дальше, скрыться от бури, поднимаемой врагами, в пустыне и оставаться гам (стих 8).

Б. Давид о горечи предательства (54:10-16)

Пс. 54:10-12 . Давид молит Господа "расстроить" планы заговорщиков и не допустить их сплочения (раздели языки их), ибо, действуя обманом и коварством (стих 12), творя произвол, они и так уже привели к разгулу в городе насилия и распрей злодеяний и бедствий.

Пс. 54:13-16 . Особую боль причиняет ему мысль о предательстве близкого человека - "поношения врага" ему было бы куда легче снести. Давид обращается к нему, вспоминая об их доверительных беседах и совместных посещениях скинии: и ты, который был частью меня самого (стих 14), друг мой и близкий мой, ты теперь "поносишь" меня!

Смерти врагам своим просит у Бога Давид (стих 16; сравните стих 24).

В. Я же воззову к Богу… (54:17-24)

Пс. 54:17-22 . В отчаянных своих обстоятельствах Давид все же выражает уверенность в том, что Господь, к Которому он воззовет, спасет его.

Верующие евреи молились трижды в день; из стиха 18 следует, что Давид намерен был держаться этого правила и в изгнании. И Бог избавит… душу его от восстающих на него, несмотря на то, что их много (стих 19), уверен он. Смирит их Тот, Кто живет и правит миром от века, потому что видит Он, что они не склонны одуматься (нет в них перемены), что нет в них страха перед Богом (стих 20). Среди них и предавший его друг: при более точном переводе с еврейского стих 21 следует читать в единственном числе (как и стих 22). Это он, предатель, "простер руки" на Давида и тех, кто сохранил ему верность; он нарушил союз с ними. В стихе 22 - образ лицемерных уст и неискреннего жестокого сердца.

Пс. 54:23-24 . Себе самому и всем несправедливо гонимым и страждущим советует Давид жить надеждой на Господа и на Него возлагать заботы свои (сравните 1-Пет. 5:7). Ибо никогда не даст Он поколебаться праведнику, уповающему на Него (сравните Втор. 31:6: Евр. 13:5). Но кровожадные и коварные будут низведены Им в ров погибели: по причине своего нечестия они не проживут и… половины назначенного им срока.

54:1 Начальнику хора. На струнных [орудиях]. Учение Давида.
И снова учение Давида в виде песни. Здесь он показывает, что испытывать отчаяние и страх, попадая в затруднения - это нормально для всех служителей Божьих, ибо человеки они и страх перед гибелью - нормален. Ненормально, скорее, не дорожить своею жизнью и рисковать ею без особой надобности и по пустякам.

54:2-4 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
Нормально также во время трудностей не изображать из себя отважного и невозмутимого героя-храбреца пред Богом, а искренне изливать Ему все свои чувства, даже если они и показывают нашу растерянность перед неприятностями: и горесть, и переживание, и неуверенность, и страх - всё это ничуть не унижает нас пред Богом и не делает нас слабыми, ведь Он знает, что такие переживания человекам из «глины» - как раз свойственны, тем более, что не на пустом месте они возникают, а по причине несправедливых притеснений со стороны недоброжелателей.

54:5,6 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
Давид, уповая на Бога, тем не менее, очень сильно переживал о происходящем, ужас ожидания неизвестного сковывал его смертным страхом, и Давид учил, что такое может случиться с каждым, но не нужно этих ощущений бояться - они совершенно естественны для человека в затруднениях и ничуть не говорят об утере доверия Богу или о том, что Бог отвернулся от боящегося и поэтому не даёт смелости.

54:7-9 И я сказал: "кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури".
В такие минуты отчаяния хочется очутиться далеко-далеко от всех, в уединённом и пустынном месте, чтобы хотя бы немного передохнуть от ожидания бедствий. Давид мечтал стать голубем и улететь в пустыню, где никто и ничем бы его не смог бы достать.

54:10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
Но самое печальное в скорбях Давида было то, что не язычники и не чужие Богу - так нападали на Давида и притесняли его, а жители столицы Иеговы – Иерусалима – не могли сами в себе разобраться. Насилие и распри поглотили этот город, который должен был бы представлять правление Иеговы, а на деле – порочил имя Его своей греховностью и злоумышлием. Поэтому Давид просил «разделить языки их» - в том же смысле, как были разделены языки строящих Вавилон, чтобы они перестали понимать друг друга и не могли больше договариваться на совершение зла.

54:11,12 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
Ни днём, ни ночью не было покоя городу Иерусалиму от злодеяний жителей его - вот до чего дожился народ Иеговы, точнее - правительство его, что не справлялось со злом, а поощряло его размножение. Как на наружных стенах Его, так и внутри, посреди города на улицах его - ни коварство, ни обман не пресекались, а процветали. И снаружи и изнутри этот город сделался непотребным для того, чтобы прославлять собою Иегову.

54:13 ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы;
Давид очень страдал от того, что не враги на него нападают - с этим можно справиться. К тому же, вражеское отношение от врага, по крайней мере, можно понять.

54:14,15 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
Но Давид сокрушался от того, что свои же - те, кто не так давно были ему друзьями и разделяли с ним дружеские беседы и служение Богу в храме Его - сейчас ополчились против него, словно он заклятый нечестивец. Когда друзья становятся врагами, причём, если к этому не приложить руку и ничего не сделать для ссоры - пережить очень тяжело, и обида, порой, заглушает здравый рассудок.

54:16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
Отсюда - и просьба Давида о сошествии их живыми в могилу вместо того, чтобы желать им просветления разума и обращения от злых дел, как желает в таких случаях своему народу Бог.

54:17-19 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

Сам же Давид планировал взывать к Богу о помощи, ибо много появилось в этом городе врагов у Давида, желающих гибели ему. А всё почему? Всего лишь потому, что Бог возлюбил Давида, а Саула - отверг. Зависть и нежелание признать своё поражение пред Богом - побуждали Саула и его приспешников увеличивать зло вместо того, чтобы им раскаяться и обратиться к Богу с мольбами о прощении. Бог милостив и услышит сокрушённого сердцем. Упорствующего же во зле - Он отвергнет навсегда.

54:20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
Только Бог и сможет остановить злодеяния их Своим судом: если нет в них перемен к лучшему и если они не боятся Бога - Он не пощадит их.

54:21,22 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
Такие лжедрузья, как правило, открыто не нападают: устами они льстят и ничуть не выдают своей скрытой враждебности, чтобы усыпить бдительность очередной намеченной «жертвы» и не дать ей возможности защищаться. Они наносят удары со спины, неожиданно, но прежде, чем это проделать - создают видимость мирных и дружеских отношений, умащая их елейным и нежным голоском.
Так что не всякое елейное слово - признаком дружбы является.

Напротив, чем мягче и слаще уста говорящего, тем более вероятности, что неспроста они мёд источают: какую-нибудь погибель или пакость готовят, как например:
мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; Прит.5:3,4
Потому всегда надо быть бдительным и не расслабляться, и не покупаться на елейные и хвалебные льстивые речи кого бы то ни было.

54:23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
Возложить на Господа все заботы, подобные заботам по учению Давида из этого псалма - как раз и означает хранить рассудительность и здравомыслие, не «растекаясь» расслабленно и бесформенно, как медуза на солнышке - всего лишь от речей сахарных, а ВСЕГДА следует быть в тонусе и держать форму боеготовности, ибо Бог не крыльями Своими защищает, а тем, что даёт знание и разум. Они-то, в основном, и защищают и от ловушек врагов, и от «террариума друзей»:
Пр. 2:6: Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 дабы спасти тебя от пути злого

54:24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи], уповаю.
Давид не планирует самолично разделаться со своими «друзьями» и наказать их за предательство, но уверен в том, что Бог сам разберётся с ними в воё время. Невозможно представить, чтобы Бог допустил коварных, жаждущих крови и тешащих этим свои амбиции - в Свой будущий миропорядок. Такого просто не может быть у Бога. И то, что Давид говорит о них «они не доживут и до половины дней своих» - не означает, что каждый коварный и кровожадный в 35-40 лет непременно погибнет в веке сём, но означает, что в миропорядке Бога никто из этой категории лиц не будет жить вечно. Даже если и посчастливится им попасть в Миллениум и Бог предоставит им ещё один шанс стать лучше, но если они не изменятся в лучшую сторону - то недолго продержатся в периоде справедливого суда Божьего, ибо ТАМ все грешники будут умирать смертью второй навеки, как написано об этом:
Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем - Ис.65:20

Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся. От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию? Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури. Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыде и по стенам его. Беззаконие и труд посреде его и неправда. И не оскуде от стогн его лихва и лесть. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.

Похожие публикации