Льготный консультант. Ветераны. Пенсионеры. Инвалиды. Дети. Семья. Новости

103 фз статья 2 п 3. О введении расщепления платежей. Изменения в законе о деятельности по приему платежей

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом); (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3.- 4. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

7. Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 289-ФЗ)

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях и статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, и лиц, указанных в части 20.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются. и статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

Президент Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Осуществление выплат за приобретение определённого товара или расчёт за предоставление коммунальных услуг через платёжного агента — явление распространённое. Но подобные экономические взаимоотношения требуют чёткого упорядочивания и регламентации. С этой целью был разработан и принят ФЗ 103 о деятельности по приёму платежей.

Кстати, под таким же номером существует 103 ФЗ о содержании под стражей. Информация о нем

Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ принят Государственной Думой 22 мая 2009 года и одобрен Советом Федерации 27 мая того же года. Нормативный акт вступил в законную силу 03 июня 2009 года.

Настоящий закон включает в себя 9 статей:

  • Статья 1 . Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом;
  • Статья 2 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе;
  • Статья 3 . Деятельность по приему платежей физических лиц;
  • Статья 4. Условия осуществления приема платежей;
  • Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику;
  • Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц;
  • Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • Статья 8. Заключительные положения;
  • Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Действительный Федеральный закон о деятельности по приёму платежей регламентирует социально-экономические взаимоотношения между платёжным агентом и потребителем. Нормативы 103-ФЗ упорядочивают финансовые обязательства гражданина перед поставщиком услуг или товаров.

Положения действительного ФЗ не распространяется на финансовые операции (ст. 1, п. 2):

  • Проводимые юридическими лицами или частными предпринимателями при продаже товаров (осуществлении предлагаемых услуг и работ);
  • Между организациями или частными лицами при совершении ими предпринимательской деятельности;
  • Осуществляемые в пользу иностранных организаций и корпораций;
  • Проводимых посредством безналичного расчёта;
  • Проводимых в соответствии с законодательством о банковском деле.

Перечень стандартной для ФЗ-103 терминологии включает в себя следующие понятия (ст. 2):

  • Поставщик — юридическое или частное лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, с которым производится расчёт за предоставленные услуги или товары;
  • Плательщик — гражданин, производящий плату по собственным обязательствам через платёжного агента;
  • Платёжный агент — Юридическое лицо, принимающее платежи от непосредственного плательщика;
  • Терминал — механизм, посредством которого производится приём агентом платежей.

Платёжный агент уполномочен взимать с плательщика комиссию при наличии соответствующего соглашения (п. 2, ст. 3 ). В обязанности поставщика входит предоставление плательщику по запросу исчерпывающей информации о юридических лицах, принимающих платежи (п. 3, ст. 4 ).

В каждом отдельном месте приёма платежей должна предоставляться следующая информация (п. 12, ст. 4 ):

  • О дополнительных местах для осуществления выплат по финансовым обязательствам;
  • ИНН, места пребывания и наименования операторов и субагентов;
  • Наименование поставляющего предприятия;
  • Договорная документация, касающаяся сотрудничества поставщика и платёжного агента;
  • Договорная документация о деятельности по приёму платежей;
  • Размеры комиссии (вознаграждения);
  • О вариантах подачи жалобы;
  • Номера телефонов поставщика и оператора;
  • О расположении федеральных органов исполнительной власти в сфере госконтроля за осуществлением приёма платежей с указанием контактных телефонов.

Как только плательщик осуществил зачисление денежных средств посредством платёжного агента, его финансовые обязательства считаются исчерпанными. Осуществленный платёж подтверждается наличием чека (ст. 5) .

Согласно актуальному тексту ст. 6 действительного Федерального закона, при осуществлении приёмной деятельности, платёжные агенты уполномочены эксплуатировать платёжные терминалы. Данный механизм должен содержать в себе контрольно-кассовую аппаратуру и автоматически производить следующие действия:

  • Обеспечение плательщика информацией, указанной в ст. 4 актуального нормативного акта;
  • Приём сведений о поставщике, товаре, вносимой физическим лицом сумме;
  • Приём денежного взноса, осуществляемого плательщиком;
  • Печать и выдачу кассовых чеков.
  • Ревизия деятельности платёжных агентов осуществляется Налоговыми органами Российской Федерации (п. 4, ст. 6 ).

Изменения в законе о деятельности по приему платежей

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, Федеральный закон О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ периодически претерпевает необходимые поправки. Последние изменения в 103-ФЗ были введены 3 июля 2016 года Федеральным законом N 290-ФЗ. Изменения коснулись статьи 4 действительного закона. Рассматриваемая статья дополнена п. 11.1 , гласящим, что в случае отсутствия контрольно-кассовой техники у платёжного оператора и субагента, между ними, как и между субагентом и поставщиком, договор заключён быть не может.

Пункты 3 и 4 статьи 6 упразднены в соответствии с последними поправками настоящего закона.

Кто является платежным агентом по 103-ФЗ?

Закон о деятельности платёжных агентов был принят для упорядочивания и упрощения совершения частными лицами выплат за коммунальные услуги, интернет, мобильную связь, приобретение других видов товаров и услуг. Согласно ФЗ-103, платёжным агентом является юридическое лицо, совершающее действия исключительно по приёму выплат от граждан. Ревизия осуществления обязательств поставщика перед клиентом, выполнившим свои финансовые обязательства, в перечень обязанностей платёжных агентов не входит.

Платёжными агентами не являются:

  • Юридические лица, одновременно являющиеся посредниками;
  • Агенты, ответственные за передачу физическим лицам услуг и товаров.

Скачать

В рамках детального ознакомления с положением Федерального закона О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ следует ознакомиться с его актуальным текстом. Текст рассматриваемого закона с актуальными изменениями можно скачать по

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

1) раздельно содержатся:

Мужчины и женщины;

Несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;

Лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

Подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;

Подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

Подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;

Осужденные к смертной казни;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 05.02.2007 N 9-ФЗ;

Лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации;

По решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.


Судебная практика по статье 33 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ

    Решение № 2А-564/2019 2А-564/2019~М-508/2019 М-508/2019 от 22 августа 2019 г. по делу № 2А-564/2019

    Костомукшский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные

    Должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ и п. 21 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 ...

    Решение № 2-2240/2019 2-2240/2019~М-2193/2019 М-2193/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 2-2240/2019

    Октябрьский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные

    Расовой, религиозной, национальной и т.д. идеологии. Сотрудники всегда, обращаются к осужденным, подозреваемым и обвиняемым на «Вы» или по фамилии. В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 г №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в камерах в период содержания Фокша С.А. ...

    Решение № 2-542/2019 2-542/2019~М-388/2019 М-388/2019 от 6 августа 2019 г. по делу № 2-542/2019

    Кольчугинский городской суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    Ответчика Чернова М.П. в судебном заседании и письменном отзыве исковые требования не признала, пояснив, что совмещение обвиняемых в одном помещении привело к нарушению ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 18 Правил внутреннего распорядка, утв. Приказом...

    Решение № 2-7789/2019 2-7789/2019~М-6137/2019 М-6137/2019 от 30 июля 2019 г. по делу № 2-7789/2019

    Решение № 2-7734/2019 2-7734/2019~М-6087/2019 М-6087/2019 от 29 июля 2019 г. по делу № 2-7734/2019

    Набережночелнинский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Согласно статье 33 данного Федерального Закона, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Аналогичное положение закреплено в пункте 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов...

    Решение № 2-1701/2019 2-1701/2019~М-1537/2019 М-1537/2019 от 29 июля 2019 г. по делу № 2-1701/2019

    Первомайский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Наказание по приговору суда на основании ст. 77.1 УИК РФ. Искандаров Р.А. содержится отдельно от других подозреваемых, обвиняемых и осужденных на основании ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, и перевести его в другую камеру не представляется возможным, в связи с отсутствием свободных камер спецблока с учетом требований...

    Решение № 2-758/2019 2-758/2019~М-487/2019 М-487/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-758/2019

    Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила (Свердловская область) - Гражданские и административные

    В ПФРСИ за 2014, 2015 годы и камерные карточки за 2014 и 2015 годы уничтожены. Исходя из чего, подтвердить или опровергнуть несоблюдение требований ст. 23, 33 Федерального закона № 103-ФЗ в части нарушения санитарной площади и раздельного содержания категорий обвиняемых невозможно. Таким образом, имеются основания расценивать действия истца как злоупотребление своим правом. Обращение...

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)

Департамент регулирования
и расчетов

Президенту Ассоциации
российских банков
Г.А. Тосуняну

От 01.11.2011 № 14-27/597
на № А-02/5-746 от 03.10.2011

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент регулирования расчетов рассмотрел Ваше письмо от 03.10.2011 №А-02/5-746, касающееся вопросов применения отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о НПС) и Федерального закона от 27.06.2011 №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее - Закон о внесении изменений), и сообщает следующее.

Федеральным законом №103-Ф3 Банк России не наделен правом официального толкования его положений, однако считаем возможным высказаться по указанным в Вашем письме вопросам.

В соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон №103-Ф3) кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в рамках приведенной в Вашем письме схемы (схема №1, приложение 1) расчетно-информационные центры (далее - РИЦ) распределяют между поставщиками денежные средства, поступающие от населения в оплату за жилищно-коммунальные услуги, РИЦ могут выполнять функции оператора по приему платежей, деятельность которого регулируется Федеральным законом №103-Ф3.

Таким образом, в случаях, когда РИЦ является оператором по приему платежей в рамках заключенных с поставщиками договоров о приеме платежей физических лиц, РИЦ не вправе получать денежные средства от кредитных организаций, выступающих в качестве платежных субагентов, а договоры, заключенные РИЦ с кредитными организациями, подлежат расторжению в соответствии с положениями части 21 статьи 4 Федерального закона №103-Ф3.

В отношении схем, в рамках которых кредитная организация перечисляет принятые от физических лиц денежные средства непосредственно поставщику или небанковской кредитной организации, осуществляющей последующие расчеты с поставщиком (схемы №2 и №3, приложение 1), отмечаем, что указанные схемы не противоречат требованиям Закона о НПС, поскольку реализованы с учетом требований части 1 статьи 4 Закона о НПС.

В отношении вопроса, касающегося оформления кредитной организацией платежного поручения на общую сумму при осуществлении переводов денежных средств, принятых от физических лиц отмечаем, что согласно норм пункта 1.2.3. главы 1 Положения Банка России от 01.04.2003 №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» при осуществлении перевода принятых от физических лиц денежных средств в адрес одного получателя платежное поручение может быть заполнено банком -отправителем платежа на общую сумму с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа.

Что касается взимания оператором по переводу денежных средств комиссионного вознаграждения за осуществление перевода денежных средств отмечаем, что Закон о НПС не содержит положений, ограничивающих возможность взимания указанного комиссионного вознаграждения с получателя средств или обслуживающего получателя оператора по переводу денежных средств. Указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках заключения соответствующих договоров (часть 12 статьи 5 Закона о НПС).

В отношении вопроса, касающегося применения положений Информации Банка России от 12.08.2011 при осуществлении переводов денежных средств с банковских счетов клиентов, по которым совершаются операции с использованием банковских карт (далее - переводы со счетов банковских карт), отмечаем, что указанное информационное сообщение предусматривает необходимость соблюдения норм Федерального закона №103-Ф3, регулирующего деятельность платежных агентов при приеме от физических лиц наличных денежных средств, и, соответственно, содержащиеся в данном информационном сообщении рекомендации не распространяются на переводы со счетов банковских карт.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не относит к компетенции Банка России оценку соответствия условий заключенных между юридическими лицами гражданско-правовых договоров законодательству Российской Федерации.

При этом отмечаем, что статьями 4, 5 и 6 Закона о НПС предусмотрена возможность осуществления операций по переводу денежных средств на основании соответствующих договоров, рекомендации по заключению которых, содержатся в Письме Банка России от 07.07.2011 №99-Т «О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе» и Информации Банка России от 12.08.2011, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

Директор Департамента

Е.Г. Меженинова

Прикрепленные документы

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 103-ФЗ О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

М. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации абзац второй пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение потребителями платы за коммунальные услуги действующему по поручению исполнителя платежному агенту или банковскому платежному агенту, ссылаясь на то, что он противоречит положениям Гражданского абзаца второго пункта 63 Правил в части, предусматривающей внесение платы за коммунальные услуги потребителями либо действующему по поручению исполнителя платежному агенту или банковскому платежному агенту, ссылаясь на то, что он противоречит пунктам 4 и 17 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), части 11 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), запрещающей деятельность платежного агента, а также Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и возлагает на заявителя, как собственника жилого помещения и потребителя, обязанность вносить плату за коммунальные услуги в ином порядке, не предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".


Похожие публикации